grail in the darkness (poster edit)

Про меня

Update: Есть также фейсбук и телеграм.

Здравствуйте. Меня зовут Алексей Каптерев, я разбираюсь в презентациях. В основном я работаю как корпоративный тренер, но еще у меня есть курс «Визуальные коммуникации» в Высшей школе бизнеса МГУ им.Ломоносова и время от времени я веду лекции и мастер-классы в разных других местах.

Мою книгу о презентациях (на английском) можно купить на Amazon.com. На русском она теперь тоже есть.

Есть еще одна небольшая совсем книжечка о презентациях «Точка контакта», ее можно купить тут.

Здесь я пишу я в основном на темы презентаций и публичных выступлений (тэг: presentations), личного развития (тэг: personal development), а также о танце и прочих телесных дисциплинах (тэг: somatics). Вообще, тэгов немного, попробуйте сориентироваться по ним. Если вы хотите больше узнать обо мне, сходите на «официальный сайт».

Избранные посты:

FAQ о книге
Мой подход к презентациям
Лекция о слайдах в ГУ ВШЭ (около часа видео)
Лекция о презентациях в ГУ ВШЭ (часа полтора видео)
Список рекомендованной литературы по презентациям
Интервью с Нэси Дуарте
Презентации, которые что-то изменили
Правило 7-38-55
Что такое хорошо и что такое плохо в рекламе
Пособие по просветлению для тех, кто его не хочет
Не-предпринимательство

Техническое:

Если вы хотите, чтобы я вас зафрендил, напишите сюда
По поводу «пиара»

Ссылки:

Официальный сайт
Фейсбук
Твиттер
SlideShare
photo

Интервью с Севой Устиновым

Это первый блин и он получился настолько комом, что мы месяц думали, выкладывать или нет. У меня куча претензий к форме и еще больше к содержанию — но даже с учетом этого мне кажется, что это разговор о чем-то крайне важном — а именно о том, что бизнес может быть устроен вообще не так, как мы привыкли. Это интервью с Севой Устиновым (Vsevolod Ustinov), основателем компании IT-Agency, компании, которая не так давно перешла на самоуправление. 

https://www.youtube.com/watch?v=5NsBmXSqkrs

В описании на YT есть ссылка на аудио.

Видео записано с участием и при поддержке Кости Вялых (Konstantin  Vyalykh), основателя Evristica — SaaS для проведения стратегических сессий и принятия решений в команде.

photo

Критерии или варианты?

Есть подход к принятию решений, который называется mediating assessment protocol, протокол опосредованных оценок. Его в последнее время очень рекламирует Канеманн. Придумал он его, я так понимаю, еще на заре своей карьеры, когда настраивал HR в израильской армии. В рамках этого протокола варианты решений сначала оцениваются по некоторому согласованному набору критериев, а затем выставляется общая «интуитивная» оценка — она и служит основанием для принятия финального решения. При этом критерии никак не взвешиваются, не ранжируются, не суммируются, вообще никакой математики кроме собственно выставления оценок  не происходит.

Вопрос. Как вы думаете, что лучше: сначала сгенерировать критерии или сначала сгенерировать варианты? Почему?

По классике, конечно, сначала генерируются критерии. Но я пытался это делать с группами и обнаруживал, что процесс идет не всегда гладко и критерии генерируются часто странные, умозрительные. Я в пятницу вел небольшую стратсессию и попробовал наоборот: сначала сгенерировать варианты, а потом критерии. И получилось очень хорошо. Оказалось, что в процессе создания вариантов люди накидали мне кучу совершенно реальных, действительно важных критериев — потому что когда они высказывают варианты, они тут же как-то пытаются их оправдать. 

Collapse )
photo

Как в Basecamp политику запрещали

Есть такая знаменитая в узких кругах компания Basecamp, которая разрабатывает ПО для управления проектами и еще пару продуктов поменьше. До недавнего времени в компании работало всего 57 человек (чуете интригу?), при этом их годовая прибыль исчислялась десятками миллионов долларов. Согласитесь, это неплохая прибыль на сотрудника. Да, у Valve больше. Да, это софт, но даже в мире софта такое случается не на каждом шагу. Компания существует уже 20 лет и сознательно остается маленькой, предпочитая хорошо делать то, что у них получается хорошо — то есть писать небольшой узкоспециализированный софт.

В конце апреля партнеры компании, Джейсон Фрайд и Давид Ханссон, в (надо признать) довольно-таки авторитарной манере приняли решение серьезно изменить ряд процессов и политик в компании. Они монетизировали все льготы, отменили оценку 360 градусов, разогнали все комитеты, но главное — они запретили дискуссии о политике на внутренних ресурсах компании. Как написал в своем публичном блоге Фрайд, «Мы пишем софт для управления проектами, командной коммуникации и электронной почты. Мы не компания с социальной миссией (We are not a social impact company)». Сотрудникам, недовольным этими решениями, компания предложила щедрое выходное пособие в размере шести окладов. Тридцать четыре процента сотрудников приняли это предложение. Треть компании встала и вышла. Вааау. Треть!

В сентябре прошлого года политические дискуссии запретили в Coinbase. Там уволилось 5%, что тоже не мало — а в абсолютных цифрах даже больше, порядка 60 человек — но треть компании, включая пару директоров? Странные времена. Двадцать лет назад бизнес был подчеркнуто аполитичным. Это была просто настройка по умолчанию, мало кому пришло бы в голову обсуждать политику на рабочих ресурсах. Да и ресурсов-то особенно не было, все обсуждение можно было вести только у кулера. Теперь это больше не так, по крайней мере в США.

По данным опроса Glassdoor 2017-го года, 75% сотрудников в возрасте 18–34 считают, что их компания должна занимать позицию по политическим вопросам, таким как защита конституционных прав, иммиграция, изменение климата (67% в возрасте 35-44 и 49% в возрасте 45+). И компании все чаще занимают. Более того, компании научились хорошо интегрировать политические позиции в свой маркетинг. Американский футболист Колин Каперник встал на одно колено во время исполнения гимна, протестуя против расовой дискриминации. Из команды его тут же уволили, но Nike сделали его звездой своей следующей рекламной кампании. Правым это не понравилось, но левым — очень понравилось. Стоимость бренда за год выросла на 6 миллиардов, продажи — на 31%.

Похоже, политическая позиция становится такой же частью корпоративной стратегии, как технологии или выход на новые рынки. Это ставка, которая может отыграть, а может и нет. Конечно, если ты занимаешь политическую позицию, думая в первую очередь о деньгах, то тебя заклюют, как пару лет назад заклевали Gillette за их неуклюжую попытку переосмыслить свой слогах в духе времени. Нет, ты занимай политическую позицию по зову сердца. Но похоже, не занимать политическую позицию больше нельзя. Не занимать позицию, это тоже позиция: «Я считаю эти вопросы не важными». Или «Меня устраивает все как есть». Сказать «ничего личного, просто бизнес» — это легкий способ избежать политических разговоров и оставить все как есть. Но похоже, это больше не работает.

Думаю, так и было: Джейсон Фрайд — человек либертарианских убеждений. Думаю, разговоры про расовую дискриминацию в 2021-м году ему не интересны принципиально. Думаю, на самом-то деле у него есть политическая позиция и она вполне конкретная. Он просто не хочет ни с кем ее обсуждать, потому что не без оснований полагает, что ни к чему хорошему в текущем политическом климате это не приведет. Я далек от того, чтобы что-то ему советовать, но думаю, он мог бы заявить, что строит компанию с либертарианским этосом. Конечно, в этот момент ты становишься изгоем, но со всего англоговорящего мира уж пятьдесят семь-то сотрудников-либертарианцев он уж точно бы нашел. Конечно, это риск. Но похоже, безрисковых опций не осталось. Молчать тоже больше нельзя.

В октябре прошлого года Дик Костоло, бывший CEO Twitter, человек с состоянием в $500M, написал у себя в Твиттере (где ещё), я цитирую: «Капиталисты, которые ставят себя на первое место и которые думают, что можно отделить общество от бизнеса, будут первыми, кого во время революции поставят к стенке». Серьезно, он это написал. Это ничего, что его самого поставят к стенке вторым. Такие времена.

Но я оптимист. Я думаю, все будет хорошо. Думаю, право не занимать политическую позицию существует и Basecamp его успешно отстоит. Это знаменитая компания, у них гигантская очередь на входе, они без труда найдут себе сотрудников. Если верить публичному блогу, откатываться назад они не собираются, все кто хотел уйти — ушли, новых людей они активно нанимают и продажи у них не упали — то есть клиентам вся эта история довольно-таки фиолетова. Basecamp любят не за это. Но нам задуматься стоит. «Мы не компания с социальной миссией» — наверное так можно, но теперь, если вы занимаетесь ИТ-разработкой в США, это выбор, который нужно специально оправдывать. Это больше не настройка по умолчанию. Хороший тон теперь — иметь социальную миссию. Как скоро это докатится до остальных стран и отраслей? Десять лет? Двадцать? Никогда? Поживем—увидим.


photo

Мои успехи за прошлый год

Я знаю, уже апрель, а я только пишу. Но сделайте мне скидку: такие истории всегда очень сложно писать. По-честному, у них никогда нет конца, в них сложно поставить точку. Пока получилось вроде бы хорошо, но что будет дальше? В общем-то даже нет больших оснований считать их историями успеха. Об успехе говорить пока рано. Давайте скажем, что это не истории успеха, это истории поиска смысла. Это тоже немало.

Один человек продал свой стартап и решил поступить одну из лучших в мире бизнес-школ для технологических предпринимателей. Он попросил меня помочь написать ему мотивационное письмо. Я вообще таким редко занимаюсь, но мы давно знакомы, на дворе был январь, у меня было время и я подумал, что по сути это мало отличается от того, что я часто делаю — ищу смысл в коммуникации. Хорошо, давай поищем мотивацию, почему нет.

Одна страница про себя — это очень жестко. Как можно уместить всего меня в одну страницу? Но такой формат заставляет предельно концентрировать содержание и под таким давлением появляются настоящие бриллианты. Мы начали писать и в процессе разговоров и редактирования черновиков выяснили, что по ряду личных и семейных причин человек тесно связывает себя с медициной, хотя не имеет медицинского образования и никогда в медицине не работал. В результате, в бизнес-школу человек так и не поступил. Вместо этого он основал еще один технологический стартап, который на этот раз помогает бороться с раком. Уже скоро год компании, сейчас ищут стратегического инвестора: onecell.ai, если кому интересно. Верю, что у них все получится.

Другой человек попросил меня покоучить его, жаловался на снижение мотивации в работе. Мотивация-шмотивация, где ж ее найти? Я в прошлом году работал с несколькими людьми и четко понял одно: я спринтер. Я не могу работать с человеком месяцами. Лучшее, что я делаю, я делаю за две-три первые встречи. Я могу сдвинуть что-то с мертвой точки, но подпиннывать человека постоянно — это точно не ко мне. Мы уложились в три встречи по 2 часа.

Мы занялись прямо классикой стратегии: прописали миссию, ценности, видение. В результате человек обнаружил, что для него бизнес — не ключевой смысл жизни, а источник для воплощения детской мечты, связанной с рисованием. Начал активно заниматься рисованием, а потом взял и поступил в одну из лучших школ по прикладному искусству в Северной Америке. Ничего, как говорится, не предвещало.

Сколько психологов нужно, чтобы вкрутить лампочку? Достаточно одного, но лампочка должна хотеть измениться. И это правда, в обоих случаях у людей было много желания меняться, мне потребовалось просто чуть-чуть постоять рядом. Почему-то мне кажется, что хорошо стоять рядом — это тоже немало. Да, это ужасно глупое занятие, помогать людям искать мотивацию. Свою-то сначала найди. И вроде я нашел свою! Презентации, я занимаюсь презентациями. Всё, галочка поставлена. А нет, все равно что-то неймется.


photo

Душещипательные истории

В Коста-Рике есть компания FIFCO, это местное «министерство пива». Они — старейший и самый большой производитель, практически монополист. В середине 2000-х на рынок собирался заходить AmBev (теперь — InBev), один из крупнейших мировых производителей, настоящий каток по укатыванию конкурентов, невероятно кост-эффективный. Руководство FIFCO сделало две вещи: во-первых, они зарегистрировали на себя все торговые марки AmBev, во-вторых, они наняли молодого эффективного менеджера по имени Ramon de Mendiola Sánchez. Тот пришел сделал все, как надо: поездил по Северной и Латинской Америке, посмотрел как что где устроено и сделал в FIFCO по лучшим образцам. Уволил кого надо, устроил сокращение костов, в общем, вел себя как полагается эффективному менеджеру. К тому моменту, как AmBev решил-таки зайти на рынок, он встретился с ними и подарил им регистрацию их торговых марок обратно. Типа, давайте, мы готовы.

А потом началось странное. Он решил бороться с алкоголизмом. В Коста-Рике жуткая проблема с пьянством, он нашел каких-то профессиональных борцов с алкоголизмом в США, импортировал их в Коста-Рику и начал делать пиар-компании по стандартам ВОЗ. Потом он взял на себя какие-то адовы социалистические обязательства по поводу пресной воды (Коста-Рика — вододефицитная страна, как Индия), тары (цель — добиться 100% переработки), волонтерства (миллион часов волонтерской работы силами сотрудников компании, полностью оплаченный компанией), и так далее. Совет директоров поначалу кривился, а потом тоже начал это поддерживать. Короче, какая-то странная история, далеко выходящая за пределы того, что считается пристойной корпоративной социальной ответственностью даже в развитых странах, не говоря уже о Коста-Рике. С тех пор уже много лет прошло, финансовые результаты у компании отличные, лояльность сотрудников зашкаливает.

Или вот еще история. В Сиэттле (бррр!) один основатель эквайринговой компании под названием Gravity Payments решил, что приличная зарплата — это 70K в год. И начал платить всем минимум 70K в год. Себе снизил зарплату с миллиона до 70K, чтобы понять, как это жить на такие деньги. На Fox сказали, что этот кейс должен попасть в учебники для MBA, чтобы все поняли: социализм не работает. Родной брат и соинвестор подал на человека в суд! Социализм действительно не работает, только оказалось, что это вообще не социализм. Суд решил, что «мои деньги, что хочу то и ворочу». Хочу — плачу 70K. И снова — финрезультаты до кризиса были отличные, лояльность зашкаливает. В коронавирус компания очень сильно пострадала, ее основные клиенты — розница, что происходит с эквайрингом в рознице — понятно, ничего хорошего не происходит. Так, ну либо надо кого-то уволить, либо срезаем всем зарплату. Срезали зарплату тем, кто захотел. Захотело достаточно. Несколько человек на время отказались от зарплаты вовсе.

У таких историй часто есть какая-то неприглядная изнанка, но я сходу не смог раскопать ничего особенно криминального. Признаюсь, я не был особо настойчив, потому что я предвзят. Мне нравятся такие истории. Просьба: накидайте мне ссылок на похожие истории в России? Что-то я слышал хорошее про Доброград, а еще? Хочу удивить одного человека, живущего во Франции.


photo

Инстаграм-эфир


В ближайший четверг, 14-го в 18:00 в Инстаграмме МИФ (https://www.instagram.com/mifbooks/) мы будем общаться с Леной Резановой, автором книги «Это норм!» на тему поисков себя, кризисов, карьеры и самоопределения. Подключайтесь!


photo

Моя новая книга доступна в электронном виде


Мою новую книгу про презентации уже можно купить в электронном виде. Книга называется «Хорошая, плохая, продающая». Не ругайте меня за название, я его не контролировал. Не ругайте меня за содержание книги тоже, я из тех авторов, которым самим жутко не нравится написанное и сильнее чем я сам, вы меня поругать все равно не сможете. Хвалить, однако, вполне можно — я очень старался. В бумажном виде можно будет купить с 16-го.

https://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/horoshaya-plohaya-prodayushaya/


photo

Сага с «позами силы» продолжается | Power Posing Redux

Сага с «позами силы» продолжается: вышел очередной мета-анализ. Авторы (без Кадди) на этот раз утверждают, что нейроэндокринных эффектов нет — зато поведенческие и эмоциональные эффекты есть. Однако (приготовьтесь, сейчас будет поворот) чтобы они проявились, стоять в «позе силы» не нужно! Достаточно просто не сутулиться. Ссылка в первом комментарии. Я не читал статью, только абстракт. Откровенно говоря, уже немного устаю от этой эпопеи.

Давайте уже все встанем и хором начнем скандировать: «Даешь зарегистрированную мульти-лабораторную репликацию! Даешь зарегистрированную мульти-лабораторную репликацию!»

***

A new meta-analysis on power poses is out. This time researchers claim no neuro-endocrinal effects, but robust behavioral and affective effects that are driven by the absence of contractive motor displays rather than the presence of expansive displays. And so the saga continues. It's high time we all stand up for our rights and call for high-powered pre-registered multi-lab replication.

photo

Эффект презентационного коучинга | The impact of public speaking coaching

Слышал, что в Финляндии министр финансов уходит в отставку из-за того, что она потратила слишком много денег налогоплательщиков на тренинги по публичным выступлениям. Хочется пошутить, что это самое большое влияние, которое тренинги по публичным выступлениям когда-либо оказали на политику — но все-таки немного надеюсь, что это не так.

***

Heard today that Finland's finance minister is resigning because she spent too much of the precious taxpayers' money on public speaking coaching, of all things. This begs the joke that maybe we just saw the most impact public speaking coaching ever had on politics—but I hope, hope that maybe it's not the case.