Алексей Каптерев (kapterev) wrote,
Алексей Каптерев
kapterev

Великий или мертвый

На картинке — некоторая проблема в рассуждениях Коллинза, о которой полезно помнить.

Если вы не в теме: Джим Коллинз, в знаменитой (не побоюсь этого слова) книге «От хорошего к великому» утверждает, что великие компании — это компании с очень сфокусированной стратегией. «Ежики» — как он называет их, в отличие от «лисиц».

Эта полушуточная классификация заимствована Коллинзом у российско-еврейско-британского философа Исайи Берлина, который, в свою очередь, цитировал греческого поэта по имени, только не смейтесь, Архилох. «Лисица знает много всего, но еж знает Одну Вещь».

Однако полезно помнить, что Коллинз сравнивал только хорошие компании и великие компании. Он не сравнивал хорошие компании и мертвые компании (этому в некотором смысле посвящена другая его книга, «Построенные навечно»). Напоминает условия «систематической ошибки выжившего», да?

Если мы что-то знаем про естественный отбор, то одно мы знаем точно: узкая специализация очень хорошо работает, пока не меняются окружающие условия. Птица Додо отлично разучилась летать (экономия!), но это не сильно ей пригодилось в момент появления европейцев с собаками.

Ежик — очень хорошая стратегия, если вы можете позволить себе роскошь сделать большую ставку и не бояться все потерять. Ежик — очень хорошая стратегия если вы можете позволить себе роскошь не прогнозировать будущее, а создать его. Но не у всех есть такая роскошь.

img-alternative-text
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments