Алексей Каптерев (kapterev) wrote,
Алексей Каптерев
kapterev

Съездили на две недели в Японию

Была такая знаменитая фраза, что будущее уже наступило — оно просто еще неравномерно распределено. В Японии будущее явно наступило, и заключается оно вот в чем: настоящее наконец-то распределилось равномерно. Виной тому, видимо, очень хороший транспорт. Я нигде не увидел ничего фантастически современного и высокотехнологичного, но везде чисто, аккуратно, вежливо. В будущем нет провинции.

Везде удивительно гомогенная современная модернистская архитектура. Где-то она довольно уродливая, где-то очень симпатичная — но везде в одном стиле. Где-то два небоскреба — где-то двадцать два, где-то — двести двадцать два, но везде они одинаковые. Везде мало говорят на английском. Везде трудно снять деньги в банкоматах — банкоматы принимают только местные карты.

Везде полгорода ходит в медицинских масках, непонятно зачем. Официальная версия — потому что болеют и чтобы не заразить других. Но мне кажется сомнительным, чтобы полгорода одновременно болело. Кажется, они носят маски потому что так нужно меньше контролировать лицо.

Какие-то различия внутри страны несомненно есть, и для местных они значительны — но для меня они остались минимальными. Мы были семи городах: Токио, Хаконе, Киото, Осаке, Миядзиме, Хиросиме и Канадзаве. Города разные, какие-то большие — какие-то маленькие. Но везде очень одинаково.



***

Токио — это гигантский Москва-Сити. У нас сколько в Москва-Сити небоскребов? Пятнадцать? У них полгорода застроено такими зданиями, а по населению Токио даже меньше. Москва выглядит удивительно провинциально по сравнению с Токио.

Но самое красивое в Токио — это сады. Сады с небоскребами отлично вместе работают, они контрастируют и дополняют друг друга визуально. Японцы еще что-то такое делают с деревьями, как-то их так обрезают, подвязывают, что они вырастают очень симпатичными. Говорят «кавай» про деревья? Не говорят? А, между тем, кавай. Смотришь — и, прям, хорошо тебе.

Еще в Токио отличный зоопарк. Там есть панды и они тоже невероятно кавайные, но больше всего меня впечатлили... выдры. Точнее, меня впечатлили изобретательные японцы, которые построили выдрам прозрачный туннель, который они (выдры, а не японцы) проныривают на глазах детей и взрослых, буквально писающих от восторга. Вот это искусство, это я понимаю. Панду показать не так уж и сложно. Все, что панде нужно, это камень, чтобы сидеть и бамбук, чтобы грызть. А вы попробуйте сделать шоу из выдры?! Респект.



***

Хаконе: курорт выходного дня для токийцев. Горное озеро и канатная дорога с видом на Фудзи. По озеру плавают современные корабли, загримированные под 17-й век. Правда, Фудзи мы так и не увидели: весь день шел мокрый снег с дождем. Но зато отогрелись потом в традиционной гостинице (рёкане) с горячими источниками.

Где-то тут надо сказать, что жить и просто бывать в японском доме — это очень интересно. Жаль, нам не удалось пообщаться ни с кем из местных, но даже по гостинице и музеям понятно, что японский домашний быт другой и где-то он другой в лучшую сторону. На полу — маты, у стульев нет ножек — только спинка. Но круче всего — это раздвижные стены. Дом-трансформер.

Imagine my surprise


***

Киото: здесь сохранилась волшебная старая архитектура, причем много, кварталами. Современные здания при этом удивительно скверные. Множество красивейших буддистских и синтоистских храмов с садиками. Дзенские сады камней. Замок сегунов Нидзё намного интереснее дворца императора.



***

Канадзава — это маленький городок с несколькими традиционными улочками, царство божественной посуды: чашек, чайников, стаканов. Хочется купить половину магазина. Очень мерзкий климат. Все время шел мокрый снег, а иногда такая, знаете... очень крупная снежная крупа, почти град, но снежный, а не ледяной. Говорят, в Канадзаве очень красивый сад, но его было трудно оценить по достоинству — в снегу он как-то не смотрится.


***

Миядзима: остров с горой с видом на Хиросиму. На гору можно подняться, это занимает часа три и потом у вас три дня болят ноги. Вид с горы нереальный. На ней же можно найти абсолютно пустые буддистские храмы, где можно просто посидеть-помедитировать. Абсолютно пустые — в смысле, там нет вообще никого, они не закрываются. Служители явно не приходят туда каждый день, но ничего не выглядит заброшенным.

Переполненные храмы можно найти на той же горе — просто чуть пониже. Буддизм в Японии очень живой. Людей в храмах много и молодых людей тоже. Все звонят в колокол, хлопают в ладоши, сидят в дзадзен. Созерцают.

Еще на острове разводят оленей. Они там гуляют по улицам и клянчат еду у туристов. Везде висят надписи, что их нельзя кормить, но это явно не помогает. Олень — это ужасно мило, пока он не кусает вас за яйца. Говорят, такое случается.

Today is mountain-climbing day


***

Хиросима: несмотря на мрачноватые ассоциации, приятный город. Никаких исторических зданий там конечно не сохранилось, кроме восстановленного замка, но это почему-то совсем не мешает. Музей атомной бомбардировки сделан отлично, заслуживает посещения и всяческих похвал. Местная еда — окономияки, это блин с салатом, яйцом и еще огромным количеством всего, который жарится прямо перед тобой на огромном столе-электрической плите. Лайк.

Hiroshima today. The dome in the lower right corner is the ground zero.


***

Еда в Японии заслуживает отдельного раздела. Понятно, что суши, сашими, рамен. Понятно, что суши в России не те, потому что рыба. Это все правда, суши в Японии, конечно, огого. Но рамен!!! Казалось бы, ну что там можно придумать? Люди, это что-то невероятное. Они бульон для рамена 18 часов готовят. Если бы у меня в пешей доступности такой рамен был, я бы там через день ужинал.

Но кроме очевидного, есть огромное количество еды, про которую я вообще не знал. Такояки, окономияки и прочие... яки. Не все из этого вкусно, но все ужас как интересно. Есть вещи, которые прям очень странные. Копченые мальки размером с фалангу пальца в сладком соусе с орехами, кунжутом и еще чем-то... Выглядит как корм для рыбы. Вкус... на любителя. Но интересный! И такого много! Я думал, что японская еда — в отличие от китайской — предельно очевидна. Рыба. Рис. Редька. Ни-чер-та. В Японии миллион блюд, заказав которые в комплексном ужине ты сидишь потом и не можешь понять, курица это, грибы или водоросли. Слово «странно» не начинает даже описывать — ни вида, ни вкуса этой еды.

Еще они любят такой... порошок, почти пыль из зеленого чая, «матча». Кладут его во все что ни попадя: в шоколад, мороженое, печеньки. Я как бы знал об этом — японский магазин у меня недалеко — но мне и в голову не приходило все это пробовать. А в Японии у тебя просто нет выбора: зачем иначе ты приехал? И знаете, это здорово. Зашли вчера в японский магазин, накупили всякой снеди. Едим.



***

Осака. «Таааакояки! Таааакояки!» — орет динамик на всю пешеходную улицу на мотив «алилуйя». Такояки — это местная еда в Осаке, колобок из рисовой муки и осьминога. За такояки стоит очередь, перпендикулярно ей по улице идет ужасная толпа народу, кругом неоновая реклама, над толпой нависают вывески (простите) в виде суши или крабов — размером с лошадь. Десять вечера.

Осака — это такой маленький Токио и нам скорее не понравилась, за исключением злачного квартала Дотонбори, который сильно подрывает рассудок и поэтому заслуживает одобрения. Ок, есть еще одна достопримечательность: большой и красивый замок. Пожалуй, лучший и тех, что я видел в Японии.

Замок в Японии — это очень много стен, рвов и очень мало башен. Точнее, одна всего башня, похожая на растолстевшую китайскую пагоду. У замка в Осаке очень высокие стены, очень широкие рвы, а пагода растолстела так, как будто её кормят такояками каждый божий день.

А еще в Осаке мы сходили на бунраки.



***

Театр. В Японии есть три национальных театра: но, кабуки и бунраки. Но — это очень традиционный, церемониальный, аристократический театр, на него мы почему-то даже не пытались попасть. Кабуки и бунраки — это искусство для простых горожан, это мы посмотрели.

В кабуки играют живые актеры, в бунраки — куклы в 2/3 человеческого роста, в остальном отличия минимальны. Все очень длинно, медленно и непонятно. Продолжительность спектакля — 5-6 часов, но к счастью можно придти только на один акт, но к сожалению, только на очень плохие места, с которых ничего не видно. Переводят с японского титрами на планшете или в наушник, но это помогает мало — все равно трудно понять, из-за чего сыр-бор.

Как они управляются с куклами — это песня. Мы же как привыкли: куклы на сцене, кукловода не видно. Не тут-то было. Кукловода не просто видно — их трое и видно всех! Один, главный, управляет головой и правой рукой. Он одет в традиционные, т.е. предельно широкие одежды и его видно прям отлично.

Остальные двое управляют всем остальным — они одеты в костюмы ниндзя и видно их поэтому чуть похуже. Говорят, нужно десять лет быть ниндзя, прежде чем тебя допустят управлять головой и ты станешь знаменит. Но на светлом фоне даже человек в костюме ниндзя отлично заметен, таким образом, в сцене с двумя персонажами зритель видит шесть человек, а с тремя — девять! И это только на самой сцене! Рядом на специальном помосте сидят еще 2-4 человека, которые все это озвучивают! Декламируют текст, играют на традиционных инструментах: барабанах и, типа, лютнях. Это самые крутые люди — по ним видно, что они познали дзен. Они с потрясающе невозмутимым видом издают потрясающе эмоциональные звуки. Как им это удается? Вау.

Кабуки — это то же самое, только без кукол. За полтора часа проходит три сцены, все начинается ничем и заканчивается тоже ничем. В обеих пьесах, которые мы видели, в конце герои должны себя убить, но нам это не показывают, потому что черт знает почему. Сцена просто заканчивается каким-то восклицанием и все расходятся.

Самое удивительное во всем — это зал. Зал почти полный! Почти никто не спит (хотя некоторые все же спят, надо признать). Некоторые даже выкрикивают имена актеров, чтобы их поддержать — как в футболе! Почему люди ходят на это при том, что уже давно есть и кино, и даже более современный театр? Прикоснуться к традиции? Непонятно, но респект.



***

Мне 41 год и вот вам проблема второй половины жизни: везде, куда сильно хотелось съездить, я уже съездил. Мне не сильно хотелось в Японию, у меня не было больших ожиданий, и ровно так все и получилось. Это очень интересный опыт, там очень красиво, а если не красиво — то просто очень необычно. Четыре вещи произвели на меня впечатление в Японии: сады, еда, внутреннее устройство домов и буддизм.
Tags: lytdybr
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments