Алексей Каптерев (kapterev) wrote,
Алексей Каптерев
kapterev

Люди и процессы

В этом году мне удалось поучаствовать в нескольких проектах, целью которых было не обучение навыкам, а улучшение конкретных мероприятий. Не тренинги, а скорее групповой консалтинг. Сегодня мне кажется, что за такими проектами будущее.

Я буду говорить только про презентации. Во многих компаниях есть регулярные мероприятия с большим количеством спикеров. Это могут быть ежеквартальные встречи, внутренние конференции или школы, тендерные или кредитные комитеты, курсы новых сотрудников и так далее. У этих мероприятий есть тенденция превращаться в бессмысленную обязаловку, где спикеры не хотят выступать, а слушатели — слушать выступления.

Именно такие мероприятия часто порождают запрос на тренинги. Все умерли на каком-то совещании и приходят в HR с требованием «срочно их научить». Но может быть, учить не нужно. Может быть, нужно «починить» конкретное мероприятие. Это вполне реальная задача.

Как это сделать понятно: смотрим видео, анализируем ошибки, интервьюируем организаторов и дальше планируем индивидуальную помощь, прогоны и групповое обучение, если необходимо. Конечно, это больше работы, чем просто тренинг на два дня — но не так уж и драматически больше. А вот эффекта больше намного. На мой взгляд, фокус не на скиллах, а на конкретном событии имеет несколько серьезных преимуществ:

1. На тренинге мы учим человека какому-то генерализованному навыку, который он сам должен распространить на много контекстов. Это работа, с которой человек может не справиться, потому что в жизни все часто не так как на тренинге. Тренинг — это всегда упрощение для целей групповой работы в ограниченном времени, изолированная штука, которая все время норовит потерять связь с внешним миром. Тренинг — это игровая реальность, в нем нет живых клиентов, часто нет начальства и нет последствий.

То, что человек хорошо презентует в упражнении не означает, что он будет хорошо презентовать в жизни. В консалтинге же мы работаем с конкретной проблемой, и нам хорошо виден бизнес-результат. Было — стало. Люди учатся на работе, а не на тренинге.

2. Бывает, люди выступают плохо не потому, что не умеют, а потому что контекст не располагает. Может быть, потому что «от презентаций ничего не зависит», потому что «а все равно никто не слушает». Здесь мы работаем с контекстом, с большей системой.

3. Именно в такой работе создается новый стандарт выступлений — а может и стандарт коммуникационной культуры в целом. Стандарт не в смысле «вот как нам хотелось бы», а в смысле «вот как мы реально можем, если постараемся». Новый процесс подготовки имеет больший шанс закрепиться и превратиться в стандартный бизнес-процесс.

Когда мы видим плохие выступления, мы думаем, что дело в людях и бросаемся «чинить» людей. Но давно известно: лучший способ поменять людей — это поменять людей. В любом случае, люди приходят и уходят, а процессы — остаются. Кроме того, процессы поддаются починке. Мне сейчас кажется, чинить конкретные процессы — намного лучшее вложение средств.
Tags: presentations
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments