Алексей Каптерев (kapterev) wrote,
Алексей Каптерев
kapterev

Собственные задачи

Я довольно много работаю с инженерными организациями, в основном с айтишными или около-айтишными. Чтобы не быть голословным, смотрите, вот проекты за последние три месяца: Yota, Яндекс, Яндекс.Деньги (это разные компании), AT Consulting (это айти-консультанты), Московская Биржа (это, по сути, айтишная компания) Maxus (медиа-агентство из группы WPP, которое считает адские регрессионные модели), Ленэнерго, Росатом. Непонятным образом в эту компанию затесался киевский Альфа-банк, но это скорее исключение. Я много работаю с инженерными организациями.

Последний мой проект — четыре дня в Екатеринбурге, в компании «Прософт-Системы» — это люди, которые делают разные железяки для автоматизации электрических подстанций и другие прикольные штуки типа биометрических сканнеров. Понятно, что не все там инженеры, но инженеров тоже порядком. И вот какое наблюдение у меня возникло.

Такое впечатление, что многие инженеры глубоко убеждены: настоящая работа делается только с паяльником в руке. В смыле, когда они руками, лично паяют какую-то железяку. Или когда они написали какой-то код, нажали на кнопку, а на железяке ррраз! — и лампочка загорелась. А всякие митинги, презентации — это не то что не важная работа, это вообще не работа. Это какая-то ерунда. Это какая-то адова придумка менеджмента, основная цель которой — испортить инженеру жизнь и оторвать его от паяльника. Или от кодирования.

Люди со стороны могут наверное сказать: ну, большого удивления в этом нет — на то они и инженеры, да? Но ужас-то в чем: многим инженерам менеджмент уже продолбил мозги, что «надо общаться». И они, типа, «общаются». Потому что надо. Они не очень в это верят. Но аргументов у них нет, поэтому они, стиснув зубы, общаются.

Буквально сегодня на Хабре читал интервью Бобука. Он там очень четко говорит: «Сложно работать с людьми, которые категорически не умеют общаться. Кто-то сейчас начнет кричать, что задача программиста — писать код, а не общаться. Но так не бывает. Не бывает, чтобы человек вообще не общался внутри команды. Если этого нет, скорее всего, часть этой команды делает одно, часть — совсем другое. Из-за этого рушится весь процесс разработки.» И он совершенно прав. Все логично. Вопросы есть? Вопросов нет, надо общаться.

В результате, инженеры стойко начинают делать презентации. Потому что «так нужно» и для того, чтобы от них отстали. Помогать им в этой ситуации — все равно что помогать человеку, которого приговорили к самоубийству через харакири. Они в целом идею принимает. Он же самурай, должен делать харакири, когда старшие говорят, правильно? Правильно. Спокойно идешь и делаешь. Не умеешь? Мы тебе вот консультанта наняли. А рядом такой Каптерев тебе пытается помочь: «Садись, я тебе ножик сейчас подам. Да на подушку садись, тебе ж неудобно. Давай, вот так, крест-накрест». Вроде ты помогаешь. Вроде даже лучше становится. Но странное немного ощущение от всего этого.

Мне кажется, делать что-то без интереса — не стоит. А интерес к чему-то появляется когда человек начинает рассматривать это как способ получения каких-то ништяков. Не для компании, а для себя лично. Не важно, материальных или нематериальных. Ты сделал презентацию — и у тебя получился какой-то результат. Слушатели начали что-то делать, чего до этого не делали. Может наоборот, перестали какие-то ошибки совершать. Не важно, может быть что угодно. Может к тебе подошли и сказали настоящее, искреннее спасибо. Или тебе хлопали чуть дольше, чем хлопают ради приличия и ты на пять секунд почувствовал себя рок-звездой.

Так или иначе — важно почувствовать, что это было осмысленно, что твой проект, за который ты болеешь, в результате продвинулся — а не просто «не порушился». Вот после этого тебе не жалко времени на подготовку и репетицию. После этого ты рассказываешь презентацию в зал, а не в слайды. Интерес к презентациям, появляется когда у человека появляются его личные задачи, которые он может решить через коммуникацию. Лич-ны-е. Какие они могут быть — я в каждом конкретном случае не знаю. Надо садиться и думать. Но пока их нет — бесполезно его учить презентациям. Не то, чтобы это вообще не помогает. Помогает. Но не сильно. Так, косметика. Не суть. 
Tags: presentations
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →