Алексей Каптерев (kapterev) wrote,
Алексей Каптерев
kapterev

Осторожнее с целями

Нашел очень милую подборочку всего плохого, что связано с целями — причем собранную не в каком-нибудь ньюэйджевом ашраме, а очень даже в Harvard Business School. Много ссылок на истории и исследования о том, как неаккуратная постановка целей заставляет людей забивать на этику и качество работы, убивает креативность и внутреннюю мотивацию и в целом не очень-то способствует достижению результатов. Краткосрочные результаты может еще ничего, долгосрочные — так себе, на троечку.
Довольно трудно перевести, поэтому сначала по-английски:

“The optimally striving individual ought to endeavor to achieve and approach goals that only slightly implicate the self; that are only moderately important, fairly easy, and moderately abstract; that do not conflict with each other; and that concern the accomplishment of something other than financial gain.” — King & Burton (2003).
Примерный перевод:

«Стремящийся оптимизировать свои усилия человек должен ставить цели, которые лишь немного влияют
на самооценку, очень умеренно важны, сравнительно легко достижимы, умеренно абстрактны, 
не конфликтуют с другими целями и связаны с достижением какой-либо выгоды помимо финансовой.» — King & Burton (2003).

Непривычно, да? Как-то даже стремновато. Это же ровно то, что делают «неуспешные люди». Но... на самом деле, похоже, ситуация ровно противоположная и главное, что информация-то не новая. По этой теме уже хорошо потоптался Дэн Пинк со знаменитой речью про мотивацию и книжкой «Драйв». Как говорится, «есть некий разрыв между тем, что говорит наука и что делает бизнес». И бизнес, похоже, сильно не прав. И все это давно известно. Но многие почему-то продолжают как мантру твердить «цели, цели, SMART-цели». Аккуратнее с ними, ребят. Уже не первый год об этом идет разговор. Это не панацея и как и все работающие вещи, оно работает в обе стороны. Хуже можно сделать столь же легко, как и лучше. Кроме целей есть еще и ценности. Кроме результата есть еще и процесс. Не стоит про них забывать.

Я говорю вам это еще и потому, что например в моем бизнесе, в презентациях, цели — это вообще вещь номер один, основа основ. Если человек не хочет ничего продать, очень трудно сделать хорошую презентацию. Есть только одна вещь, которая хуже, чем нежелание продавать. Слишком сильное стремление продавать. Человек начинает всячески срезать углы, впаривать, обманывать, надоедать, портить отношения и карму.

Если человек не хочет продавать, ему просто не нужно выступать и все, ни у кого нет проблем. А вот если человек очень сильно стремится продать, то ему точно также нечего делать на сцене, но попробуй-ка его останови. И решение очень простое и очень сложное: думать еще и о высоком. Это тяжко, неудобно, непривычно. Но надо думать. Думать не только про конкретные цели, но и про создание отношений, про вдохновление людей, про цифровую революцию, если угодно. Иначе ерунда получается.
Tags: personal development, presentations
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments