Алексей Каптерев (kapterev) wrote,
Алексей Каптерев
kapterev

Рассуждения о контактной импровизации

В ответ на contact-kitchen.livejournal.com/322138.html, если кому интересно.

Спасибо огромное за труд. Мне не все в этом тексте нравится, но мне очень нравится, что он есть потому что от него начитается разговор. А разговоры — это именно то, что мне интересно. Мне кажется, что когда люди общаются, у них есть шанс сделать что-то лучше. Я ниже написал кое-какие свои мысли, простите если они повторяют чьи-то еще, я не смог прочитать все комментарии. Если вы где-то уже на что-то из этого отвечали, пришлите мне пожалуйста ссылку, я продолжу разговор там.

> В общем, легко заметить, что количество увлечённых КИ людей намного меньше, чем увлечённых аргентинским танго, буги-вуги, йогой, фитнесом, и т.п. В чём же заключается причина этого? Гипотеза первая. Элитарность.

Эта гипотеза основная и верная. Серьезно. Мы берем одну маргинальную практику (современный танец) и совмещаем с другой маргинальной практикой (айкидо). Что мы получаем? Еще более маргинальную практику.

> Допустим, для того, чтобы заниматься КИ, на самом деле необходимы особые навыки или особая низкая толерантность к некоторым воздействиям, которые обычный человек переносит с трудом.

Нет, дело не в этом. Дело в том, что непонятно на самом деле зачем заниматься КИ. Она не похожа на другие формы танца или спорта. Это не красиво со стороны, в этом нет прикладной ценности как в боевых искусствах, «поддерживать форму» занимаясь раз в неделю по три часа на самом деле довольно сложно. Никому невозможно объяснить, чем ты занимаешься. «Счастье и радость» — слишком абстрактные категории, чтобы массово кого-то привлечь. Человек, который хочет больше радости пойдет скорее на тренинг личностного роста. Чтобы заниматься КИ, нужно быть человеком пост-модерна. Спонтанность (ценность пост-модерна) имеет смысл продавать только после того, как продан контроль (ценность модерна). На пространстве, где модерн-то еще не все купили, нужных людей просто с самого начала очень мало. Вот и все, больше никаких объяснений не нужно. Страна просто не готова. Это не о том, что КИ нельзя улучшить. Конечно можно. Но если искать виноватых по большому счету — дальше искать не нужно.

> И даже если допустить идею элитарности, она не объяснит отсутствия прослойки между новичками и тренерами.

Прослойка ЕСТЬ. За Москву по крайней мере могу ручаться. Вы сами ниже по тексту пишете, что «есть новички и старички». Конечно люди уходят, конечно хотелось бы чтобы они оставались подольше, но люди всегда уходят, так везде. И в буги-вуги, и в танго. Люди пробуют, им не нравится. Я сам позанимался танго полгода и бросил. Позанимался балетом полгода и бросил. Это не значит, что у танго или у балета есть системная проблема. Просто для меня эти формы не работали.

> Люди, занимаясь КИ, очаровываясь декларируемыми ей ценностями, меняли образ жизни: они бросали престижную работу, уходили в дауншифтинг, начинали заниматься «искусством» и через какое-то время обнаруживали себя без всяческих средств к существованию, что приводило к тому, что все их силы и время оказывались брошены на выживание, а на КИ не оставалось ни того, ни другого. Кстати, именно эта гипотеза отчасти объясняет социальную структуру КИ (отсутствие средней прослойки) – часть дауншифтеров посвящала себя КИ и становилась учителем.

Люди не идиоты, они не «очаровываются ценностями КИ», тем более, что никаких специфических ценностей именно КИ не существует. Чтобы начать заниматься КИ у них уже должны быть эти ценности. Они уходят с работы потому что им не нравится их работа. КИ тут не причем, само по себе занятие танцем не может так сильно изменить людей. Да, есть переход из модерна (с его работой по расписанию на дядю) в пост-модерн (где вы создаете для себя работу сами, даже если работаете по найму). Не все могут сделать этот переход, он сложный, некоторым совсем сложно потому что у них какие-то отдельные обстоятельства, но не задача КИ им в этом помогать по большому счету.

> Продолжающие, вкусив плодов КИ и уйдя в дауншифтинг, либо совсем не имеют денег, чтобы платить за такие тренинги, либо копят их для больших фестивалей.

Я убежден, что продолжающим нужно ездить именно на международные фестивали, а не вариться в локальном супе. Большой проблемы тут не вижу, тропа проторена, русских там куча. Да, надо язык знать. Ну что ж.

> Большей частью КИ преподносится чрезвычайно заманчиво. Потенциальным адептам обещается и раскрытие внутренней свободы и творческого потенциала и физическое развитие и развитие координации движения и наполненность жизни смыслом и развитие коммуникативных способностей и какую-то огромную радость во время самого танца.

Это огромная проблема, я совершенно согласен. Маркетинг ужасающий.

> Во-вторых, он вскоре понимает, что отношения в группе контактников не такие уж и безмятежные, как это демонстрируется.

Честно говоря, все мы люди, но из всех сообществ, к которым лично я был когда-то был причастен, отношения в КИ самые безмятежные. Не значит, что на 100% безмятежные, но лучше нигде не встречал. Серьезно. Не нужно контактников за это критиковать. У всех с кем я сталкивался есть обещание, что у нас тут братство и сестринство, и у ВСЕХ в моем опыте это буллшит. В КИ это наименее буллшит из всех.

> Кроме того, он замечает, что в сообществе есть неявная иерархия. Никто об этом не говорит, но каждый это замечает.

Почему никто не говорит? Вы правда думаете, что вы первый? Разумеется говорят.

> Однако, само наличие этого слуха имеет для себя какое-то основание: люди замещают слухами отсутствующие структуры и предполагают, что что-то подобное по идее должно быть, чтобы тренеры могли хоть как-то позиционироваться, в том числе между собой.

Я никогда с этим слухом не сталкивался и не думаю, что его наличие является серьезным показателем хоть чего-либо (кроме возможно, некоторого идиотизма или невежества распространяющих этот слух людей).

> В-четвёртых, новичок вскоре понимает, что КИ не решает личностные проблемы вовсе. В некоторых случаях, занятия КИ даже создавали коммуникационные проблемы для адептов. Я знал несколько случаев, когда люди, которые начинали заниматься КИ, были вынуждены расстаться со своими партнёрами (жёнами или мужьями, бой- или гёрлфрендами) из «обычной» жизни.

Это как с работой. Люди расстаются друг с другом в любом случае, и после КИ — не значит вследствие. На мой взгляд КИ в этом смысле не имеет решающего влияния на жизнь людей, не создает ни достаточно сильно позитивных, ни сильно негативных эффектов, о которых можно было бы серьезно говорить. Возможно, она обостряет противоречия, делая их более явными. Возможно, найдется пара «травмированных» или наоборот, «просветленных» КИ, но это не будет чем-то таким, чего эти люди не смогли бы получить где-то еще, куда бы они все равно на своем пути пришли. На йоге, скажем.

> В-пятых, можно обнаружить, что по большому счёту, основных навыков для занятий КИ не так уж и много: умение идти в партнёра, умение держать структуру, умение следовать. Овладеть ими можно, в общем-то, и самостоятельно, посетив несколько мастерклассов и развивая полученные навыки на джемах. Кроме того, адепту в любом случае приходится тренировать гибкость и силу, хотя как таковых занятий по физической подготовке в КИ почти нет. Таким образом, адепт обнаруживает, что при огромном количестве занятий и мастерклассов, учить, в общем-то, особо нечему.

Это так. Была даже фраза кого-то из основателей «Спустя годы я все больше и больше ценю то, что оставил нам Стип Пэкстон, то есть… ничего». Более того, многим людям (мне например) это абсолютно не мешает продолжать учиться. Я раз в год хожу на тренинг для начинающих и мне интересно. Но честно говоря, это везде так. И в танго тоже. Главные навыки — всегда базовые. Просто в КИ этого никто не стесняется. Списка базовых навыков нет, но если спросить трех учителей из разных стран, то их мнения о базовых навыках будут на 90% пересекаться.

> Он видит, как на мастерклассах один за другим повторяются одинаковые упражнения, которые разные тренеры позаимствовали друг у друга, зачастую не понимая ни смысла этих упражнений, ни их эффективности.

Низкое качество преподавания — огромная проблема. Но понять, какой учитель хороший, а какой плохой на самом деле очень просто. Надо поговорить с людьми. Люди вам все скажут. Да, но если я пришел на тренинг через сайт, а на сайт попал через поисковик? Это огромная проблема маркетинга. В КИ приходит слишком много народу через абстрактный поисковик. Вместо того, чтобы распространяться как полагается пост-модернистской практике от человека к человеку, люди пытаются «продвинуть КИ» через телевизор и поисковую оптимизацию (которая суть — тот же телевизор). Это плохая идея, не нужно этим заниматься я считаю.

Да, в КИ нет эффективного нарратива, рассказа, который мог бы передаваться из уст в уста. Никто не озаботился. Прям хоть бери и сам делай. Я несколько лет назад пробовал, у меня не очень получилось. Но я же лучше стал с тех пор? Надо взяться. Но я не преподаю же КИ? Ну может мне даже и легче будет от этого.

> Чтобы движение КИ развивалось более полноводно и потенциальные члены движения не покидали его, на мой взгляд (не обсуждая того, как этого можно добиться) должно выполняться несколько условий:

> прежде всего, должно быть довольно много уверенно танцующих людей;

Спасибо, кэп ) Хорошо быть здоровым и богатым )

> должно быть довольно много разных школ и направлений, с проговоенными отличиями между школами;

Да зачем это нужно? Вот было восточное побережье США, там была своя школа. Потом появилась своя школа на западном побережье. Другая. Они встретились, обменялись навыками, опять все перемешалось, все стали лучше. Это было 20 лет назад. Сейчас путешествуют намного больше, обмен происходит намного быстрее. Людям нравится что-то, они это берут. Зачем возводить границы?

> должны быть тренеры, имеющие чёткую и ясную программу обучения;

Нельзя иметь четкую программу обучения импровизации, потому что обучение импровизации — это импровизация. Я видел когда импровизации учат структурно, пошагово — это мне кажется в краткосрочной перспективе очень эффективно, но всегда остается вопрос чему там на самом деле учат. Начинающим учителям структура конечно очень помогает. В принципе есть книги, есть программы. Многие начинающие учителя просто книг не читают — потому что английский язык не столь велик и могуч в их сознании. А кроме того, в КИ есть некое неявное презрение к письменному знанию, что конечно плохо. Но это проходит со временем.

> должно быть намного больше пространства для реализации мастерства, чем для обучения.

Это не понятно. Пространства реализации — джемы. Чего вы еще хотите? Перформансы? Ну, пока это не получается. Смотреть не интересно.

> Но, не предприняв ничего в эту сторону, вполне вероятен исход, что, не имея никаких методологических программ и оснований, КИ скатится к деятельности, которая сама себя будет профанировать. С каждым годом «уровень» танцующих будет всё ниже и привлекательность для новых членов, таким образом, будет падать ещё больше.

Слушайте, КИ сейчас 40 лет. СОРОК. Пока не скатилась и пока только на подъем идет. Может не так быстро как хотелось бы, но еще раз, КИ сильно опережает свое время — особенно в России.

> Кроме того, что-то необходимо делать с тем, какая аудитория привлекается в ряды потенциальных адептов. Если продолжать культивировать КИ среди аутсайдеров, неудачников и социальных бунтарей, то денег в этом сообществе не будет.

Это огромная проблема. Какие средства мы используем и какие истории мы где рассказываем. Надо что-то делать.

Tags: somatics
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments