Алексей Каптерев (kapterev) wrote,
Алексей Каптерев
kapterev

Что мне нравится и что мне не нравится в КИ

О чем все это? Это о контактной импровизации или, сокращенно, КИ. Это танцевальная дисциплина, которой я занимаюсь уже около 10 лет. 

Этот список, как прямо следует из его названия — мое мнение. Это не программа действий, это саморефлексия относительно того, чего бы мне хотелось и не хотелось. Списки не исчерпывающие, это просто то, на чем сейчас сфокусировано внимание. 

Н Р А В И Т С Я:

Отсутствие формальных критериев и ступеней мастерства.

Это позволяет КИ быть живой, меняться и эволюционировать, оставаясь КИ. Вот, например финская школа. Научились что-то делать интересное? Это стало частью мирового «супа» безо всякой бюрократии. Все посмотрели на Мирву, сказали себе «это отлично» и взяли что-то для себя. Никто не морочился с измененим правил сертификации «так, теперь на желтый пояс надо сдавать на 40% больше "катящейся точки"». 

Обучение импровизации импровизацией. 

Учителя КИ на самом деле импровизируют во время обучения. Программы обучения нет, обучение строится от состояния группы. Или, точнее, от ощущения по поводу состояния группы — объективных изменений конечно не производится. Учить так чертовски сложно, это требует ОГРОМНОГО мастерства, но зато люди делают то, чему учат. Возможно, это не всегда эффективно в краткосрочной перспективе. Я видел, как театральной импровизации в Америке учат вообще без импровизации со стороны преподавателя, это кажется куда эффективнее, но мне это не интересно. 

Минусы этого подхода очевидны. Начинающим учителям адски сложно. Я лично как учитель так пока и не справился. Но самому мне учиться в такой атмосфере очень нравится.

Неформальная иерархия.

Формальные критерии мастерства отсутствуют, но неформальные — присутствуют. Это факт. Есть учителя, есть ученики. Есть хорошие танцоры, есть плохие. Хорошие танцоры любят танцевать с хорошими. Сюрприз? Ну, простите. А почему бы нет? Не нравится, что с вами не танцуют учителя? Учитесь лучше танцевать. Это, мне кажется, абсолютно логично, нормально и мне странно, что кого-то это удивляет.

Р А З Д Р А Ж А Е Т:

В основном, раздражает «маркетинг». Brand promise, так сказать. Откуда он берется? Трудно найти один источник, но откуда-то что-то берется. Вот пара примеров.

Научиться КИ — очень просто. Это буллшит.

Такая тема вокруг КИ есть, вот пруфлик. Я понимаю, что текст для поисковых  роботов, но люди приходят на сайт по таким запросам. Вообще, само по себе наличие на сайте текста для роботов — показатель некоторого подхода. Честно говоря, если бы я встретил такой текст на любом другом сайте, я бы закрыл его и никогда больше не открывал. Слава богу, я пришел в КИ другим путем.

Научиться КИ действительно очень просто. Я видел, как люди всего за несколько дней делали просто потрясающие, феноменальные успехи. Правда, это были люди с хорошим вестибюлярным аппаратом, с хорошей координацией, с хорошим контактом с собственным телом. Это были люди, у которых уже был большой опыт в танце, спорте, боевых искусствах. Им очень легко. Для всех остальных — научиться КИ очень сложно и долго. Честно говоря, даже мне с пятилетним опытом боевых искусств было сложно и долго.

Я занимаюсь КИ без малого 10 лет и у меня до сих пор огромное количество неумений и фрустраций. Наверное, можно сказать что это просто я такой. Возможно. Но знаете, мне кажется нет. Мне кажется, что я не очень уникален тут. Таких как я много. Фрустрации и неумения — источник развития. Кто доволен своим танцем в первый год, тот так и тусуется с такими же вечными первогодками и ноет, что небожители-снобы-учителя с ними не танцуют. По мне — так им и надо.

Я помню себя в первый год, я на джемах не танцевал практически, только на тренинги ходил. Где-то на третий год примерно я начал двигаться так, что со мной можно было без слез тацевать. Можно научиться быстрее, но тогда надо заниматься интенсивнее или придти уже с хорошей подготовкой. В расслабленном режиме раз в неделю — это два-три года. На это и стоит закладываться. Никаких чудес ждать не стоит.

В КИ можно танцевать как тебе нравится. Это буллшит в квадрате

Майки с такой надписью продавались на прошлом фестивале. Буллшит это, ребята, простите. Как нравится, можете в одиночку танцевать. Контактная импровизация появилась не вчера, мы в целом понимаем, как она устроена. Как надо ходить, падать, «катить точку», передавать вес. Конечно, никакие ответы не окончательные, все это можно улучшить и это непрерывно улучшается, но в целом ситуация достаточно ясна. Если критерии не описаны в какой-то единой Библии, это не значит что их нет вообще. Люди, которые не занимаются в КИ техникой мне не понятны. 

В КИ приходят занимаются люди, которых не взяли в другие формы танца.  

«Вам отказали в балете? Приходите к нам, мы берем всех!» Господи, зачем же так-то уж? Кого вы получаете на своих тренингах? Понятно же, что если у человека не танцевальное тело — критерии «танцевальности» другие, чем в балете, но они все равно есть! — ему будет очень тяжело, пока он с этим телом своим что-то не сделает. Желание помочь всем понятно, но есть много ситуаций, когда танцем не поможешь. Не нужно обещать то, чего вы не можете делать. 

Я не против людей с ограниченными возможностями на джемах и на тренингах. Я даже двумя руками. По-моему это круто и для них, и для тех кто выбирает с ними людьми танцевать. Но не нужно ориентироваться на них как на основную аудиторию. И конечно нельзя никого заставлять танцевать с ними на тренингах (а это часто подспудно происходит потому что неудобно отказать). Это не всем полезно и многих тормозит в их развитии. 

«Эра Водолея».

Гомеопатия-натуропатия, астрология-шмастрология, кристаллы-рейки... ряд можно продолжить, вы понимаете идею. Вещи, которые почему-то увлекают большую часть сообщества и которые неизбежно протаскиваются на тренинги. С этим по-моему нельзя ничего сделать, кроме как проводить разъяснительную работу с каждым человеком отдельно.

Особняком в этом ряду стоит вегетарианство. Это выбор, который в отличие от гомеопатии я уважаю. Вегетарианцев в КИ много. Почти на всех (но не на всех, что интересно) фестивалях кормят вегетарианской едой. Частично это по экономическим соображениям. Эту часть я хорошо понимаю. Но частично — по идеологическим! Если приносить свою рыбу или мясо, то смотрят очень косо: «что ты нам тут пространство портишь», а энтузиасты иногда даже начинают мыть мозг.

Пожалуйста, не нужно. Я понимаю, что существует некий комплекс «зеленых идей», которые если продаются, то оптом. Но я лично этого всего не покупал и если кто-то на тренинге или фестивале опять начнет втирать мне по поводу того, как правильно питаться, лечиться и за кого голосовать — я буду втирать в ответ правду, как я ее представляю. Раньше у меня не очень получалось и некоторые споры даже проигрывал, но в последние пару лет я поднаторел. Обращайтесь.

Итого.

В КИ люди часто жалуются, что КИ мало продвигают. Может это и так, но проблема КИ не в недостатке маркетинга. Проблема в том, что люди концентрируются на маркетинге вместо того, чтобы хорошо танцевать и хорошо учить. Что значит «хорошо»? Есть ли вообще в КИ «хорошо»? Есть. А если лично у кого-то нет, то должно появиться. Должно. Пусть ваше собственное. Но обязательно. Должно быть «хорошо и плохо», «красиво и некрасиво», «вкусно и невкусно», «скучно и интересно», «интенсивно и неинтенсивно». Лично вам. Тогда появляется вектор, движение, развитие. А иначе появляется только застойное болото, но с вывеской «радость и счастье». Кому это нахрен нужно.
Tags: personal development, somatics
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments