Алексей Каптерев (kapterev) wrote,
Алексей Каптерев
kapterev

Мой подход к презентациям

Небольшой список принципов, которым я стараюсь следовать при создании презентаций и обучении-коучинге, а также в своих собственных выступлениях. Это очень полезно иметь в виду всем, кто планирует иметь со мной какое-то дело по этому или другому поводу. Это мой подход.  

1. Основной презентационный навык — владение содержанием. Презентации — не про лицедейство, не про уверенный голос и не про раскованную жестикуляцию. Презентации — это про ясное донесение смысла. Если вы не понимаете, что нужно сказать, то красивые жесты не помогут. Может быть вы будете выглядеть лучше, но для меня это не важно. Я не хочу, чтобы бессмысленный человек выгядел хорошо и не хочу никому помогать в этом. Для меня «что» намного важнее, чем «как».

Основная причина, по которой тренеры и коучи фокусируются на «как» — это потому что очень трудно работать с чужим содержанием. Но я долго работал в разных консалтингах, а там нужно было уметь быстро схватывать суть. Поэтому я работаю с сутью и мне так удобнее. В первую очередь я слежу за тем, чтобы было рассказ был интересным, логичным и правдивым. Когда это есть — проблема с жестами решается легко.

2. Презентация это разговор на равных. В публичных выступлениях сегодня очень много игр в статус и во власть. Особенно в России. Как бы мне контролировать аудиторию, как бы заставить их делать то, что я хочу, как бы поддержать свое реноме большого босса. Как бы мне быть выше их. Меня от этого всего как бы немного мутит. Я уважаю свою аудиторию и готов общаться с ними на равных. Я считаю, что если я оказался на сцене сегодня — это здорово, но это не значит, что я планирую тут оставаться на всю жизнь. Завтра на сцену выйдет кто-то из зала и я буду его слушать так же внимательно как он меня до этого.

Я считаю, что люди должны сами принять решение по поводу того, к чему я их призываю. Я не хочу их обманывать и манипулировать ими пусть даже якобы ради их собственного блага. Я считаю, что только такой подход обеспечивает их сотрудничество. Их подчинение мне не нужно. Я в курсе, что 90% российских боссов со мной не согласятся. Мне плевать.

3. Пожалуйста перебивайте меня. Я выступаю без готового текста и я готов принимать вопросы по ходу. Я хочу, чтобы презентация превращалась в разговор, и не хочу, чтобы она превращалась в монолог. Монологи не интересны. Монолог — это лучший способ потерять контакт с людьми. Ваш вопрос не нарушит ход моих мыслей, потому что я заранее хорошо обдумал то, что я хочу сказать. Если я чего-то не знаю, я не против подумать над вашим вопросом прямо тут.

Я не буду уходить от неудобных для меня вопросов, потому что я сам стараюсь задавать их себе каждый день. Спасибо, что вы помогаете мне в этом. И кстати: качество вопросов по ходу презентации почему-то всегда сильно выше, чем качество вопросов после. Наверное, потому что спрашивают только то, что на самом деле важно.

4. Ваш главный герой — вы. Сегодня многие считают, что главное это аудитория. Поэтому в презентациях очень любят рассказывать о проблемах клиентов, о проблемах аудитории — не зная по-настоящему этих проблем. Я предалагаю или начать изучать клиентов лучше или перестать рассказывать о них. Ваш главный клиент — это вы. Говорите о себе, из себя. Это один из древнейших советов, которые можно дать выступающему. Перестаньте играть в игры с аудиторией. Секрет отличных выступлений Стива Джобса в том, что он сам был своим клиентом. Он делал телефон для себя, а не для мифической «целевой аудитории». Поэтому когда он рассказывал про «пользовательский опыт» он на самом деле рассказывал про свой опыт.

Конечно, никто не любит людей, которые всю презентацию возникают на тему того, какие они великие и гениальные. Но проблема не в том, что эти люди рассказывают о себе. Проблема в том, что они при этом врут. Говорите о себе, но говорите правду. Как на самом деле было. Как вы ошибались. Было же такое? Вооот. Боитесь статус свой уронить? Смотрите пункт два. На самом деле не важно, как вы ошибались. Важно, чему вы научились при этом. Конечно, если вы представляетесь на сцене живым человеком, а не пидорасом, выкованным из чистой стали с головы до пят (автор этого замечательного выражения — русский писатель Венедикт Ерофеев). Но я достаточно умный и я не верю таким людям. И знаете, я не один такой.

5. Ваша целевая аудитория состоит из людей. Перестаньте париться по поводу того, как рассказать вашу презентацию менеджерам среднего звена, мужчинам 35-40 лет, семейным, пьющим, с плохим высшим образованием. Помните, что ваша цель прежде всего — не нагрузить их информацией, а создать с ними эмоциональную связь. А для этого нужно разговаривать с ними как с людьми, а не как с «целевой аудиторией». А это значит — на простом человеческом языке. Попробуйте разговаривать с людьми. Конечно, пытаться угодить всем — это путь в никуда. Но опять, проблема не в слове «всем», проблема в слове «угодить». Не угождайте им, общайтесь с ними. Позвольте им самим сделать выбор относительно вас. Кто-то вас не примет. Ничего страшного.

6. Технологии имеют значение. Современные публичные выступления возможны только благодаря технологиям. Свет, микрофоны, проекторы, софт, лазерные указки. Вас хорошо видно и слышно, вам не нужно больше учить текст наизусть, вы не ботесь забыть, что нужно сказать дальше. Слайды помогают снова найти мысль, если вас прервали вопросом. Они позволяют ускоряться и замедляться, вписываясь во временные лимиты. Они позволяют иллюстрировать ваши мысли так, что вы за одну минуту объясняете то, на что потребовалось пять минут без картинок. Научитесь делать хорошие слайды. Важно уметь управляться с PowerPoint или с Keynote. Скорее всего, вы будете работать с каким-то таким софтом до конца вашей жизни. Важно обладать хотя бы минимальными навыками дизайна. Это полезнейший навык, он много где пригодится.

7. Что важнее, быть правым или быть успешным? Важнее быть честным. В том числе интеллектуально честным. Нет ничего хуже, чем успешный человек, который при этом неправ. Проверяйте вашу логику, проверяйте ваши факты. Сомневайтесь. В том числе на сцене. Не нужно этого стесняться. Это — нормально. Не нормально быть самоуверенным чудаком. Сейчас ситуация такова, что шансов на социальный успех у самоуверенного чудака может быть больше. Это неправильно и это можно изменить. Я хочу это изменить, помогите мне.

Залог успеха — простота, но чрезмерное упрощение — грех. Можно избегать ненужных деталей, но нельзя избегать неудобных деталей. Не стоит упрощать ради гладкой попсовости. Стоит упрощать ради понимания и смысла. Это трудно, но возможно. Я стараюсь упрощать именно так и если не получается, то не упрощаю. Наверное, такой подход делает меня менее успешным. Но мой личный успех и даже успех клиента всегда стоит для меня на втором месте. Правда, интересы Дела — на первом.

Tags: presentations
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →