Алексей Каптерев (kapterev) wrote,
Алексей Каптерев
kapterev

Зачем нужно высшее образование?

Вольный перевод отсюда:

Алексис де Токвиль писал, что в 1830-х годах он не обнаружил в Америке никакого высшего образования. Это странно звучит, но под высшим образованием он имел в виду совершенно не то, что подразумеваем мы. Он имел в виду расслабленное и внимательное чтение лучших книг на языке оригинала. Книг по метафизике, теологии, теоретической науке. Он имел в виду гордый поиск истины (в отличие от поиска сиюминутной выгоды), характерный для Архимеда, Паскаля, Платона, Декарта, Шекспира. Он имел в виду образование, которое не может быть сведено к какой-то определенной отрасли знания или технологии. Он не имел в виду учебники, компьютеризованное обучение, PowerPoint, тесты, групповые проекты, обучение через опыт, технические навыки и даже прикладную науку. Он не имел в виду то обучение в колледже, которое происходит сейчас для подавляющего большинства американских студентов.

Очень много жалоб слышу в последнее время, что высшее образование не готовит людей в работе. Претензия понятна, но ведь если вдуматься, университет — это ведь не профессионально-техническое училище. С чего мы вообще взяли, что высшее образование в европейском смысле (а российское высшее образование — оно по идеологии европейское , хоть может и не всегда европейское по качеству) должно готовить людей к работе?! Мне кажется, оно должно помогать людям определиться в жизни. Определиться не только профессионально, но и философски. Найти свою Позицию. По крайней мере так было задумано для тех студентов, кто мог это себе позволить и кого это в принципе интересовало. Именно поэтому в университете до сих пор изучают философию. Подавляющее большинство современных студентов жалуются на «зачем мне философия». Вот зачем! Чтобы помочь тебе самоопределиться, студент. Готовить же людей к работе — дело работы или профессионального образования.

Разумеется, это не означает, что с высшим образованием нет никаких проблем. Во-первых, надо признать, что философию преподают из рук вон плохо. Никак она самоопределиться не помогает. Так происходит в первую очередь потому, что сами преподаватели не понимают, зачем нужна философия. Во-вторых, очень мало кого из студентов в любом случае интересует Декарт и Аристотель. Возможно, так даже и лучше. Это раньше высшее образование было уделом немногих, сейчас же не факт, что экономика может выдержать столь массовый интерес к Декарту. Кто-то же должен кормить эту ораву философов. А еще раньше и жили меньше, и поэтому взрослели раньше, Гайдар вон в 16 лет... Не знаю, интересовался ли Гайдар в 16 лет Декартом, но у меня интерес к философии проснулся заметно после окончания университета. В университете меня какие-то другие вещи интересовали.


Высшее образование не должно было быть массовым. Но стало им, потому что... потому что так получилось. И поэтому мы сейчас судорожно пытаемся сделать из массово плохого, никому не нужного высшего образования хоть какое-то, но профессиональное. Наверное в этом есть смысл. Но что же делать с высшим-то образованием? Которое высшее, т.е. выше всего остального? Где его теперь получить в том возрасте, в котором это имеет смысл? Куда теперь идти?

Tags: personal development
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments