Алексей Каптерев (kapterev) wrote,
Алексей Каптерев
kapterev

Смотреть в глаза

Думаю, все более-менее согласны, что во время презентации неплохо бы поддерживать визуальный контакт с аудиторией. Смотреть на людей, то бишь. Однако, многие почему-то так не делают. Наверное, вы с таким сталкивались: выступающий рассказывает презентации в экран или куда-то в пространство. Может, вы и сами иногда так делаете. Почему? И что с этим делать?

С моей колокольни мне видится три возможные причины:

1. Выступающему ничего не нужно от аудитории. Формальное выступление, цель презентации — «рассказать о...». Выступающий эту цель блестяще достигает, нельзя ведь сказать, что он не рассказывает? Рассказывает. В глаза при этом смотреть не обязательно. Кроме того, в глаза смотреть стыдно. Потому что сам понимаешь, что тратишь сейчас время людей.

Чем лечится: постановкой целей в терминах действия. Что я хочу чтобы люди сделали или перестали делать? «Я хочу» — значит «я честно этого хочу», а не «мой начальник этого хочет». Как только я чего-то хочу от людей — я начинаю говорить в людей, а не в экран. По-моему, этот шаг решает более 50% всех проблем с подачей вообще.

2. Выступающий не репетировал. Как следствие, ему приходится очень много думать во время выступления, а когда люди думают, они предпочитают смотреть куда-то вверх или вниз. Не на собеседников. На поддержание зрительного контакта тратится довольно много внимания, а его в такой ситуации уже не остается.

Чем лечится: репетицией, очевидно. Во время выступления не надо думать о том, что сказать. Поздно. Надо думать о людях. Все согласны, что нужно репетировать. Не все репетируют. Репетировать трудно, лучше я потрачу время на поиск прикольных котиков для слайдов, да? Чуваки, это надо прекращать. Репетиция — добро.

3. Обратной связи от аудитории слишком много и она перегружает выступающего. В зале 30 человек, у каждого есть лицо и даже если сам человек молчит — лицо передает огромное количество информации, с которым неопытный спикер справиться не в состоянии. Проще не смотреть на людей вообще.

Чем лечится: навыковым тренингом. Надо научиться не смотреть на всех людей сразу, а сканировать аудиторию как радар. По очереди обходить всех и говорить с каждым. В принципе это не очень сложно, но надо понять принцип, а понять его можно только в практике.

Итого: Большинство проблем связано с неправильными убеждениями, меньшинство — с навыками. Навыки и опыт опасно недооценивать, но также опасно и переоценивать роль каких-то тренинговых упражнений в получении навыков и опыта. Навыки и опыт приобретаются во время выступлений. На работе. Чтобы обучение на работе действительно было обучением (а не просто работой), оно должно быть осознанной практикой, направленной в том числе на обучение, а не только на достижение конкретного рабочего результата.

Обучение — это когда сам человек выделяет какой-то навык — например, поддержание контакта — и сознательно работает над этим. Возможно, в ущерб каким-то другим навыкам, которые в этот момент отодвигаются на задний план. Иногда это даже делается в ущерб результату презентации. Что делать, такова жизнь, внимания мало. Вы ничему не научитесь, если будете думать о тотальном успехе на всех фронтах. 
Tags: presentations
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments