Алексей Каптерев (kapterev) wrote,
Алексей Каптерев
kapterev

Жизнь сложнее

Мы действительно не приняли на работу очень многих талантливых людей, хотя и понимали, что они быстро помогли бы увеличить выручку или прибыль. Но, почувствовав, что они не совсем вписываются в нашу корпоративную культуру, мы решили пожертвовать краткосрочной выгодой, чтобы сохранить ее (и тем самым наш бренд) в долгосрочной перспективе.


Я не знаю секрета успеха, но я знаю секрет провала — пытаться понавиться всем.


Одна из самых больших ошибок, которую может совершить корпоративный тренер, да и вообще любой человек в любой профессии — это переоценка своих возможностей. Индустрия тренингов и околопсихологической литературы, все эти Тони Роббинсы (его я, кстати, считаю нетто-полезным) и Брайаны Трейси (его я, кстати, считаю нетто-вредным*) годами вбивали нам в голову убеждение «ТЫ МОЖЕШЬ ВСЕ». И возможно, это утверждение в чем-то справедливо.

Конечно, надо иметь в виду, что во фразе нет слова «СЕЙЧАС». Ты можешь все, просто не прямо сейчас. Ах, да, и не все. На вообще все не хватит времени, ты думал об этом? Вооот. «Когда-нибудь ты сможешь сделать пару-тройку вещей, которые кажутся тебе невозможными сейчас.» — вот как по-честному должна звучать эта фраза. Но это как-то не звучит.

Это, вообще, популярная ловушка. Я недавно был на одной конференции, там спикер сказал фразу «Если все люди на планете вымрут, все живое расцветет. Если все тараканы вымрут, все живое погибнет.» Фраза — очевидная чушь, но в такие моменты встревают не самые вежливые люди и начался идиотский спор, который разумеется ничем не закончился. В реальной фразе, произнесенной когда-то Джонасом Солком, упоминались не тараканы, а вообще насекомые. Это тоже скорее всего чушь, хотя и меньшая: когда-то насекомых не было — это не значит, что не было жизни. Корректная фраза — «Если что-то вымрет, то все, что выше в пищевой цепочке тоже вымрет». Но это из серии «спасибо, кэп». Фраза с тараканами звучит намного круче. А с насекомыми — как-то не звучит. Мы любим хлесткие фразы. Мы любим слоганы. Мы любим простые решения. Я тоже, кстати, люблю.

«Просто выгнать излишне конфликтных людей» — это, конечно, простое решение. Понятно, что уволить может быть не просто. Но об этом-то и разговор. О том, что даже несмотря на то, что уволить излишне конфликтных людей не просто — от них нужно избавляться. Зависит от корпоративной культуры, возможно. Но глобально, мне кажется, «компания» — это «ком-пания», что-то там было про совместное разламывание хлеба в словообразовании. Компания — это про дружбу или хотя бы про товарищество. Если его нет — зачем быть вместе?

Многим кажется, что если научиться с проблемным человеком работать — будет круто. Только не нужно переоценивать свои возможности. Может лет через 10 вы и научитесь. Только все эти 10 лет человек будет есть вам мозг и заставлять вас тихо ненавидеть вашу работу. Зачем? Вам не понравится нетто-результат.

Давайте я скажу вам вот что: «ВЫ МОЖЕТЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ В ПРЕЗЕНТАЦИИ СТОЛЬКО ЦВЕТОВ И ШРИФТОВ, СКОЛЬКО ХОТИТЕ: И ПЯТЬ, И ДЕСЯТЬ И ПЯТНАДЦАТЬ». А? Можете? Нет. Не можете. Потому что скорее всего вы не сможете управиться больше чем с одним-двумя. Некрасиво получится. Но потенциально, конечно, можете. Разберетесь в типографике, научитесь подбирать к друг другу шрифты, научитесь строить композицию — и будет отличненько. Нет в этом ничего невозможного. Было бы желание. Желание разбираться в типографике, я имею в виду.

Не нужно использовать больше шрифтов, чем позволяют ваши текущие типографические возможности. Не нужно брать больше сложных участников, чем позволяют ваши текущие тренерские возможности. Не нужно брать слишком сложных для вас участников. Вся теория «потока» Чиксентмихайи про это. У вас есть некий радиус действия и он не безграничен. Не нужно работать с компаниями, которые слишком далеки от вас по ценностям и корпоративной культуре. Можно надорваться. Результат не понравится никому, ни вам, ни заказчику, ни участникам. Хотя провалы неизбежны в любой карьере, пожалуй, в целом я рекомендую вам избегать их. «ОЦЕНИВАЙТЕ СВОИ СИЛЫ АДЕКВАТНО» — как насчет такого слогана?

Мне в жизни задавали вопрос про сложных участников всего два или три раза. Все эти разы мне не хотелось с этими компаниями работать и слава богу, мы не стали с ними работать. Это были нехорошие (для меня) клиенты. Не в смысле, что это были глобально плохие люди. Кому-то они понравятся. Но мне — нет. ДЕЛАЙТЕ ТО, ЧТО ВАМ НРАВИТСЯ. РАБОТАЙТЕ С ЛЮДЬМИ, КОТОРЫЕ ВАМ НРАВЯТСЯ. Как насчет такого слогана?

---

* Я не слишком хорошо знаком с его творчеством, но однажды я начал его слушать и минут через 15 услышал фразу, что работа не должна приносить удовольствие (fun). «Работа — это работа, а удовольствие — это удовольствие». Я послушал еще 5 минут, он не дал никаких пояснений, после чего я подумал, что он наверное и правда так считает. Все, он больше ничего не может полезного сказать, чтобы перевесило этот вред. Буду рад, если меня кто-то разубедит.
Tags: personal development, strategy
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments