Алексей Каптерев (kapterev) wrote,
Алексей Каптерев
kapterev

Разумные ожидания от тренинга

Мне тут один клиент, основатель сервиса tulp.ru, Taisiya Kudashkina сделала неожиданный подарок. Она написала в Facebook такой вот пост:

«Бывает у вас, что один какой-то скилл открывает совершенно новые горизонты и наполняет неизведанными ощущениями? Презентации всегда были для меня мукой, болью, постоянным поводом для расстройства. Почти случайно заказала персональный тренинг у Alexei Kapterev, который и времени-то со мной потратил-ну часа три. Йоу, как меня поперло. А презентации-это и возможность донести любую идею, и продажи своего продукта, и питчи с инвесторами.. И вдруг с чегой-то меня начал интересовать дизайн, и разнообразие шрифтов, и книги по искусству иллюстрации. А ведь и появилось явно-выраженное желание делать хорошо. Не только вот эту презентацию вылизать до блеска, а и дальше закрывать все дела на отлично. Какой-то сплошной self-satisfaction. А все началось с какой-то той не-самой-важной-задачи по освоению какой-то не-супер-умной-программки. Надо, надо шевелиться. Надо, надо открывать новое.»

Таисия, спасибо большое. Мне очень приятно — но суть в данном случае не в этом. Суть в том, что вот это — именно то, чего стремлюсь добиться на своих тренингах. Я не стремлюсь, чтобы люди чему-то конкретному научились или что-то отработали. Я стремлюсь, чтобы людей «поперло». Я считаю, что за один день (а часто меня нанимают на один день) толком отработать ничего невозможно. Давайте будем реалистами. Попробовать — да. Отработать — нет. Надеюсь, разницу все понимают. Если речь не идет о каких-то совсем простых навыках — а презентации к ним явно не относятся — за один день ничего у вас не встанет и не забегает. Нужно время, нужна привычка.

Далее, я считаю, что тот идиотский бзик, который существует у нас в стране по поводу навыкового обучения на тренингах — это НЕ НОРМАЛЬНО. Так быть не должно. Тренинг — это не дрессура. Подавляющее большинство навыкового обучения, «отработки», должно происходить на рабочем месте. On-the-job training, извините. Если отработка не происходит сама по себе на рабочем месте, значит человеку этот скилл не нужен.

Или второй вариант — отработка не происходит, если на рабочем месте абсолютно недопустима ошибка. Такое тоже бывает. Например, ошибки абсолютно недопустимы в кардиохирургии. Я это понимаю. Но я не понимаю, как ошибки могут быть абсолютно недопустимы в презентациях. Каждый презентер делает их по тысяче за подход. Это нормально. Ему просто нужно давать обратную связь (или, точнее, он должен сам ее просить) и он будет совершенствоваться. Но во многих компаниях, кажется, людей просто бьют за ошибки — что, разумеется, приводит только к росту ошибок, потому что люди больше нервничают и ничему не учатся.

Хороший результат обучения — это желание человека учиться дальше самому. Читать и спрашивать, ковыряться, разбираться и пробовать. Совершать ошибки, падать, вставать и идти дальше. Это и называется словом «развитие». Результат тренинга — это когда у человека появляется направление движения и правильные критерии успеха. Это когда он начинает просить обратную связь, а его коллеги, которые тоже были на тренинге — начинают давать ему осмысленную обратную связь. «Помнишь, на тренинге говорили о том-то? Так вот ты этого не делаешь».

Глупо рассчитывать, что после тренинга кто-то, кто выступал «плохо» сразу начнет выступать «хорошо».  Это может произойти, но давать такие гарантии я не возьмусь. Это — не ко мне. Для этого нужно время, нужна практика. Для многих людей это годы практики. А вот изменить отношение к предмету — это тренинг вполне может. Дать внятные критерии и параметры обратной связь — это тренинг может. «Я хочу понять, чему там вообще можно в презентациях учиться и что из этого интересно мне» — вот это разумный запрос. С этим — ко мне.
Tags: personal development, presentations, strategy
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments