Алексей Каптерев (kapterev) wrote,
Алексей Каптерев
kapterev

Капитан Ритейл

Прочитал книжку Евгения Бутмана «Ритейл от первого лица». Книжка, как явно следует из названия, написана от первого лица, очень простым языком, читается невероятно легко, я управился буквально за полдня. Больше всего эта книжка похожа на дневниковые заметки солдата на войне. Идет где-то война и какой-то Капитан Ритэйл, старый, закаленный в боях вояка, простой, справедливый, ведет дневник, буднично описывает в нем какие-то свои фронтовые приключения и очень старается не раскрыть случайно каких-то лишних военных секретов.

Я не могу сказать, что эта книга совершила какой-то переворот в моей голове — я ничего не понимаю в ритейле — но самыми интересными для меня показались главы о строительстве сетей в Европе. Про немецкие порядки, французский и норвежский социализм, испанский пофигизм (не уверен, что в книге было что-то про испанский пофигизм, но мне нужно чем-то закончить предложение). Вот один абзац, который сильно запал мне в душу. Он про Данию:

[По сравнению с Норвегией] в Дании трудовое законодательство тоже очень жесткое, судиться с работниками там так же бесполезно, но у людей другая мотивация, они гораздо более преданны компании, в которой работают. <…> Если типичные русские вопросы — «кто виноват» и «что делать», то типичный датский вопрос — «почему». Для них работа — это обучение, а не только функция, за которую платят деньги. Мы не сразу это поняли. Если работнику-датчанину на складе не объяснить, почему перемещение предмета из точки А в точку Б принесет пользу компании, этот работник выслушает твои инструкции, кивнет головой и продолжит делать все, как делал раньше. Давить бесполезно, наезды не работают, они просто уходят в пустоту, и ты начинаешь бороться с тенью. Но если ты объяснишь смысл своего распоряжения, то можешь быть уверен, что получишь самого ответственного и преданного работника.

Я в жизни не общался ни с одним сотрудником склада и поэтому не думаю, что мое мнение тут чего-то стоит. Но у меня есть гипотеза, что если нашим начать что-то объяснять, то со временем получится то же самое. У нас просто редко кто пытается.

Да, возможно, у наших нет такой потребности в осмыслении. Предположим, такой может и нет. Но это значит только то, что надо создавать такую потребность. В первый раз что ли?

Да, возможно, многим нашим и в голову не придет быть преданными компании. Но ведь датчане преданы компании не потому что они идиоты. Наоборот, потому что они умные. Потому что они понимают, что работа-обучение — это по жизни куда приятнее, чем работа-мучение. Нашим просто никто это не объяснил.

Да, возможно, в России нет такого горизонта планирования. Сотрудники склада скорее всего в большинстве своем не думают про «по жизни». Они думают про «до получки». Это тоже проблема. Надо объяснять.

Да, возможно, это очень много разговоров получается. С менеджерами-то не успеваем говорить, не то что с работниками склада. Но я не вижу другого выхода. Кнутом и пряником, штрафами и материальными поощрениями можно добиться ограниченных результатов. Понимание смысла дает куда больше. Надо объяснять. «Спасибо, Кэп», говорите? Да пожалуйста.

Tags: strategy
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments