Алексей Каптерев (kapterev) wrote,
Алексей Каптерев
kapterev

Важные разговоры

Я тут прочитал книжку, которую давно не мог никак прочитать. А зря. Книжка очень хорошая. Я читал на английском, в оригинале она называется Crucial Conversations, на русском языке несколько странно «Ключевые переговоры». Conversations — конечно же не «переговоры», но честно говоря, я даже рад если книга кого-то немного обманет названием. Переговоры в принципе не должны особенно ничем от разговоров отличаться. Как и от презентаций, впрочем.  

Книга довольно старая, ей лет 10 и по-моему мы как раз сейчас для нее созрели. Написана она организационными консультантами. Базовый посыл книги простой: по наблюдениям авторов, есть три вида организаций, плохие, хорошие и великие. В плохих организациях, если случается какой-то факап, неприятная ситуация, то ее просто замалчивают или начинают по этому поводу неконтролируемо ругаться между собой. Эмоционально, переходя на личности. Это два базовых негативных паттерна — молчание (silence) и насилие (violence).

В хороших компаниях факапом беспристрастно занимаются те, кто им должен заниматься по роду занятий во время, предусмотренное регламентом. Я вот работал в Ситибанке в отделе внутреннего контроля — у меня как раз была такая работа. На личности почти никто никогда не переходил. Ничего личного, только бизнес. Но если регламент предусматривает заниматься этим раз в год — занимаются раз в год. Что делать, такой регламент.

В великих организациях факап разбирают те, кто с ним непосредственно столкнулся. Немедленно. В великих организациях не бегают от неприятных разговоров и не откладывают их. Причем направление разговоров не только сверху вниз (как в плохих) и горизонтально (как в хороших), но и снизу вверх. Подчиненный может сделать «выговор» начальнику. Конечно, это не выговор, а разговор. Сложный, но разговор. Почему? Потому что люди умеют сложными разговорами управлять. Собственно, книжка о том, как управлять сложными разговорами.

Это конечно очень похоже на презентации. Презентации — это тоже разговоры. Часто очень сложные, критические разговоры. Принципы в них те же самые. В презентациях несколько больше акцент на развлечение, но других важных отличий я не вижу. Точно также, как и в переговорах, в презентациях есть большая проблема: концентрация на победе. Огромное желание победить. Была даже книжка такая (неплохая, кстати), Presenting to win называлась. Выступать чтобы побеждать. Это очень характерно. То же самое в дебатах: выиграть в дебатах. Замочить противника.

Парадоксально, именно горячее желание кого-то побеждать больше всего выиграть-то и мешает. Выиграть не иллюзорно, сиюминутно. Выиграть по-настоящему. Авторы Crucial Conversations пишут о том же. Настоящая цель презентации или разговора не в том, чтобы во что бы ты ни стало отстоять свою точку зрения, а в том, чтобы в диалоге придти к более правильной, продуктивной, эффективной точке зрения. Тогда выигрываете не только вы. Выигрывают партнеры по разговору и вся организация в целом. Книжка о том, как разговаривать, чтобы выигрывали все. О том, как проводить такие разговоры. Не исчерпывающая конечно, но полезная книжка. Очень рекомендую.

P.S. Дисклеймер: в России книжку издает «МИФ», которые издают и меня тоже. 

Tags: presentations
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments