Алексей Каптерев (kapterev) wrote,
Алексей Каптерев
kapterev

Импровизация и советский народ

Давно собирался написать, да все времени не было. Неделю назад звали меня судить эпическую битву двух импровизационных трио, одного из Москвы, другого из Питера. Те, что из Москвы — мои друзья и поэтому моя способность выступать в качестве судьи с самого начала вызывала у меня некоторые сомнения. Но когда я реально увидел людей из Питера, я понял, что точно не смогу быть судьей. Уж слишком сильно они не вписываются в мое представление о том, что такое современная импровизационная комедия. К счастью, я в любом случае опоздал — заблудился по дороге при севшей в телефоне батарейке — так что в качестве судьи меня заменили. Но если бы не заменили, я бы сам отказался. Чесслово.

Ребята из Питера очень хорошие. Они просто представляют совершенно другой взгляд на юмор. Они — идейные наследники группы «Секрет». Сейчас поясню. Был такой человек, Майк Науменко, вокалист группы «Зоопарк», написавший песню «Буги-вуги каждый день». Песня сама по себе вторичная, но в исполнении Майка она приобретала некий протестно-иронический шарм, в целом присущий русскому року. А потом пришла группа «Секрет» и спела ту же песню, но всерьез. Люди из «Секрета» были по образованию актерами и только во вторую очедь — рок-музыкантами. Протестный шарм им в целом был не свойственен, для них важен был скорее артистизм и общая эстетика классического рок-н-ролла, который может в 60-х и был чем-то протестным в СССР, но в 80-е явно перестал таковым быть. И советскому тогда еще народу такой вариант понравился куда больше. Советский народ любил, когда гладко и складно. Аутентичность советский народ пугала. И поэтому до сих пор эта песня куда больше известна в исполнении «Секрета» и многие даже уверены, что это песня «Секрета». Но лично мне эта концепция не близка. Я помню Майка.

Вот и с питерской командой та же проблема. Характерная особенность — костюмчики. У бит-квартета «Секрет» были красные галстучки, а у этих — белые рубашечки. Главное — холеный артистизм, а иронический протест — если и есть то вторичен. Но мне кажется, это бессмысленный юмор. Это КВН. Это Камеди Клаб. Это Петросян, в пределе. Техника конечно важна, но аутентичность-то важнее. Идейный мессадж важнее. Пример Петросяна показывает, что заставить людей смеяться не очень сложно, сложно заставить их смеяться над какими-то реально плохими и при этом важными вещами. Московская команда хотя бы старается это делать. Питерская работает над вокальной техникой. Мне не близка эта концепция. 

Но кроме того, и самое главное. Московская команда — это изначально несмешные гики, которых жизнь заставила быть смешными, у них просто не было другого выбора. Эта концепция мне очень близка. Я сам такой. Питерцы — это очередные альфа-мачо-самцы, которые используют юмор как способ дифференциации (конечно, я не знаю как на самом деле, это просто мое восприятие имиджа ребят). Я считал бы своим долгом засудить таких людей. Я не хочу, чтобы такие люди выигрывали. Мое понимание комедии — это Энди Кауфман, Вуди Аллен, Эдди Иззард. То, что может 20 лет назад и  называлось alternative comedy, но сейчас вполне себе мэйнстрим. Люди со странностями, люди с дефектами. Нормальные в каком-то смысле люди — потому что у всех людей есть странности и дефекты, это нормально, иметь странности и дефекты. А у питерцев нет дефектов. Они играют в супергероев-любовников. Это культура кабаре и водевиля, это КВН, это отец народов и лучший актер страны Сталин, это отвратительно, короче говоря. Единственный мачо-комик, который мне когда-либо нравился, это Эдди Мерфи, да и то потому только что он говорил со сцены о реально ужасных вещах и при этом продолжал сниматься в детских фильмах. 

Поэтому я рад, что не стал судить эту эпическую битву. Москвичи все равно выиграли, но без моей помощи. И они выиграли потому что идеологический мессадж хорошо выручает даже там, где они тотально не готовы. И это было видно очень много раз. Потому что импровизация — это прежде всего работа над идеологией, над характером. Артистическая техника, конечно, очень важна. Особенно в импровизации, построенной вокруг игр, которая если совсем уж по-честному, недалеко от КВН и ушла. Но она уже вторична. Уже. Потому что советский народ — заканчивается. Не закончился, конечно, но заканчивается. По тому, над чем смеется и как смеется публика это очень хорошо видно. Заканчивается. И это для меня главная и лучшая новость.


Tags: comedy, presentations
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments