Алексей Каптерев (kapterev) wrote,
Алексей Каптерев
kapterev

Что делает выступление великим?


Некоторое время назад TED опубликовал статистику просмота по двадцати самым популярным презентациям. Эта статистика отличается от других независимых источников (например postrank) и на мой взгляд, невероятно интересна. Я привожу список здесь с небольшими комментариями, на случай если вы не все выступления смотрели, но глобальная цель у меня другая. Мне интересно проанализировть этот список, выделить какие-то закономерности, найти общие причины популярности у столь разноплановых выступлений. Просто это реально великие выступления. Миллионы просмотров. Такого, наверное, раньше-то никогда и не было — чтобы столько людей смотрели ну буквально неизвестно кого. Кто из вас знал Кена Робинсона до того, как увидел его на TED? Удивительно и поэтому интересно.
 
СПИСОК ВЫСТУПЛЕНИЙ

1. Sir Ken Robinson says schools kill creativity (2006): 8,660,010 views
Неожиданно, да? А вот поди ж ты. Кен Робинсон на первом месте. Вы смотрели Кена Робинсона, все смотрели Кена Робинсона. Может вам не понравилось, но вы смотрели. Очень смешно об очень грустном: как система образования отнимает у наших детей будущее. В принципе, стэндап-стэндапом. Одно из первых выступлений на сайте и окей, этим частично объясняется большое количество просмотров: просто давно висит. Но это действительно очень хорошее выступление. Редко кто умеет мешать вместе стэндап и серьезные темы в примерно равной пропорции. Не отпускать шуточки время от времени, а непрерывно шутить.

2. Jill Bolte Taylor‘s stroke of insight (2008): 8,087,935
Личная история про инсульт... плюс вынесенный на сцену реальный человеческий мозг. Демонстрация wetware, я бы сказал. Очень стремно и очень интересно одновременно. Хорошая новость: мозг намного лучше восстанавливается, чем мы склонны думать. 

3. Pranav Mistry on the thrilling potential of SixthSense (2009): 6,747,410
4. Pattie Maes and Pranav Mistry demo SixthSense (2009): 6,731,153
В принципе можно считать это за одно выступление. Технологическая демонстрация.

5. David Gallo‘s underwater astonishments (2007): 6,411,705
Очень крутые подводные съемки. Правда, посмотрите. Фантастика просто.

 6. Tony Robbins asks Why we do what we do (2006): 4,909,505
Это бывший enfant terrible НЛП, а ныне уважаемый человек, основатель индустрии лайф-коучинга. Хорошо выступает, мысли на мой взгляд очень банальные. Перебрал время (на TED с этим очень строго), но не сделал ни малейшей попытки остаться и... его попросили остаться. Откровенно плохие слайды у человека, прямо «Смерть через PowerPoint».

 7. Hans Rosling shows the best stats you’ve ever seen (2006): 3,954,776
Здесь много «вау» от демонстрации софта, много хороших новостей, но главное, конечно — личность выступающего. Очень веселый, теплый, интересный... профессор статистики. Почему у меня не было такого профессора статистики?

 8. Arthur Benjamin does mathemagic (2005): 3,664,705
Очень крутая и в каком-то смысле технологическая демонстрация. Человек считает в уме как бог.

 9. Jeff Han demos his breakthrough multi-touchscreen (2006): 3,592,795
10. Johnny Lee shows Wii Remote hacks for educators (2008): 3,225,864
11. Blaise Aguera y Arcas runs through the Photosynth demo (2007): 3,007,440
Три технологических демонстрации подряд.

 12. Elizabeth Gilbert on nurturing your genius (2009): 2,978,288
Известный писатель, вы ее знаете: «Есть, молиться, любить». Новая мысль от Лиз Гилберт (она же хорошо забытая мысль от древних): гениальность, вдохновение — это не вы, это нечто что может придти к вам. Не вините себя, если не приходит. Удивительно красивое выступление. Она вообще молодец.

 13. Dan Gilbert asks: Why are we happy? (2004): 2,903,993
Гарвардский психолог, никак не связан с Элизабет. Новость: мы имеем постоянный уровень счастья, к которому возвращаемся после удач или несчастий. Местами довольно смешно. Тоже одно из первых вывешенных выступлений, я в свое время его моделировал для собственных целей.

 14. Stephen Hawking asks big questions about the universe (2008): 2,629,230
Тут нечего даже говорить, это просто Великий Стивен Хокинг.

 15. Daniel Pink on the surprising science of motivation (2009): 2,616,363
Новость: для творческих задач нематериальная мотивация работает намного лучше материальной. Большую часть времени Пинк проблематизирует аудиторию, а потом говорит: «решение состоит из трех частей, я расскажу вам только про одну из них». Гениально! Он сэкономил на решении, а не на проблематизации. Очень смешно к тому же.

 16. Barry Schwartz on the paradox of choice (2005): 2,263,065
Новая мысль: когда нет выбора — это плохо, но слишком много выбора — еще хуже. Нам нужно управлять количеством выбора, если мы хотим быть счастливы. Самое интересное в этом выступлении по-моему то, что человек выступает в шортах и футболке. Такая одежда, десять раз подумаешь, прежде чем надевать ее на конференцию даже если не выступаешь на сцене. А он все равно в двадцатке. В каждой второй книжке по публичным выступлениям есть раздел о том, как одеваться — все это полная ерунда. Забейте на дресс-код, секрет не в этом.

 17. Richard St. John shares 8 secrets of success (2005): 2,252,911
Всего 4 минуты, а тема очень интересная. Действительно, почему одни люди успешны, а другие — нет? Нельзя сказать, что ответ хоть сколько-нибудь удовлетворительный... Ну еще одни «8 привычек высокоэффективных людей» — почему именно эти? Но спорных вещей нет, и к тому же очень живо, весело, и всего 4 минуты.

 18. Mary Roach 10 things you didn’t know about orgasm (2009): 2,223,822
Выступление по классической схеме «10 вещей» (сам пользовался, отлично работает) про оргазмы. Сложная тема для презентации, особенно для женщины — но она отлично справляется. Очень смешно местами — не спрашивайте, какими. 

 19. Simon Sinek on how great leaders inspire action (2010): 2,187,868
Это ВЕЛИКОЛЕПНОЕ выступление, в котором реально очень МАЛО нового. Идеи о том, что в бизнесе главное — «зачем», а не «что»... Ну ей много лет. У Коллинза о этом было написано лет десять еще назад. Но человек говорит с такой силой убеждения, что трудно сопротивляться. Единственное выступление с флипчартом.

 20. Chimamanda Adichie shares the danger of a single story (2009): 2,143,763
Нигерийская писательница рассказывает о своем опыте в Нигерии, Мексике и США. Новая мысль: о Нигерии или Мексике есть только одна история, в то время как о США есть множество. Единственное выступление, которое читается по бумажке. Я не до конца понимаю, в чем причина популярности — по-моему ничего особенного тут нет. Написано хорошо, да, но не гениально. Возможно, дело просто в том, что это единственный спикер из Нигерии, а население Нигериии — 150 миллионов человек, из них 80 миллионов говорят на английском. Даже если 10% нигерийского интернета посмотрит на «нашу-то», уже будет огого. 

 ОРГВЫВОДЫ

 Итак, перейдем к анализу. Вы наверное уже сами начали замечать кое-какие паттерны — но давайте напишу, что заметил я.

 1. Революционная технология: Если у вас есть крутая технология и вы находите способ ее хорошо показать, место в двадцатке вам обеспечено. Я сам в демонстрациях не очень разбираюсь, но это просто слон в комнате, которого невозможно не заметить. Мистри, Маес, Галло, Рослинг, Бенджамин, Хан, Ли и Агьера — 8 из 20 выступлений изрядно полагаются на не на спикера, а на то, что презентуется. Это, кстати, секрет хороших выступлений Стива Джобса. У него просто хорошие продукты. Понятно, что мы сами часто мало что можем сделать по этому поводу: продукт такой какой он есть. Но это жизнь и с этим нужно считаться. В конце концов, продукт тоже можно поменять.

 2. Хорошая новость или новая мысль: вас есть идея, пусть даже не ваша, но относительно интересная и новая, плюс вы хотите и умеете ее «продать».... Мне кажется, что идея первична, а уменее «продавать» вторично. По крайней мере в этом списке из «преимущественно продавцов» я могу выделить только Тони Робинса и Саймона Синека. Конечно, Пинк тоже выдающийся «продавец», да и Робинсон, но их идеи сильно посвежее. А еще есть Мистри, Рослинг, Гилберты (двое), Шварц, Роач… У них совсем новый материал. Это тоже конкурентное преимущество не связанное напрямую с выступлением, но очень важное. Хороший, свежий, интересный материал, которым вам просто не терпится поделиться. В чем ваша хорошая новость?

 3. Глубокая тема: обратите внимание, тут нет банальных тем. Люди говорят про важные вещи. Про смысл жизни, про секреты мотивации, про гениальность, про Вселенную, про оргазмы. Никто в двадцатке не говорит про дизайн! Хотя слово «дизайн» есть в названии конференции, TED = Technology, Entertainment, Design, и на сайте есть много хороших выступлений про дизайн. Но в двадцатке — ни одного из них. Дизайн — важен, но вторичен. Оргазмы куда важнее. 

 4. Смешно: большинство хороших выступлений, ну как минимум половина — смешные. Понятно, что это сложно. Вы не можете взять и выступить смешно, если вы никогда этого не делали. Ничто не убивает выступление так хорошо и надежно, как неумелые попытки сделать его смешным. Но если вы не первый раз на сцене, если вы привыкли к тому, что зал может и не засмеяться, если вы настойчивы… Юмор — это очень мощное оружие. Робинсон, Пинк, Рослинг, Гилберты, Роач… Они заставляют людей смеяться, а потом думать.

 5. Слайды, флипчарт или просто так, безо всего? Не важно. У Тони Роббинса очень плохие слайды, но он просто хорошо выступает несмотря на них. Есть там выступления и с хорошими слайдами, есть со средними, есть вообще без слайдов, есть с флипчартом. Но мне кажется, это второстепенные вещи.

 6. Личные истории, хорошие примеры. Ну вот где-то тут начинаются всем известные банальности. Надо рассказывать личные истории, надо подбирать хорошие кейсы. Ах, какие кейсы у Саймона Синека! Заслушаться. Но это и так понятно, что про это писать... Хорошо, вот были мои наблюдения. А что заметили вы?
Tags: presentations
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments