Алексей Каптерев (kapterev) wrote,
Алексей Каптерев
kapterev

Семь уроков из презентации Yota Play

Сходил вчера на презентацию нового сервиса Yota. Презентация проходила в Институте «Стрелка», там же, где в прошлом году проходил RuCamp — на открытом воздухе, только на этот раз там установили большую крышу от дождя и солнца. Крыша эта потом сыграла злую шутку на презентации, но об этом чуть позже.

В целом было.... Знаете, мне сложно дать какую-то оценку одним словом. Хорошо это было, плохо? Смотря с чем сравнивать. С одной стороны, это была одна из лучших презентаций, которые я видел в России. С другой стороны, до западных образцов конечно не дотягивает. Давайте скажем так: это было обнадеживающе. Там было достаточно хорошо, чтобы мне захотелось об этом написать. О большинстве презентаций, которые я вижу, не хочется не то что писать, а даже думать. Так, лишнее напряжение снято, теперь по порядку.

Начало было назначено на семь вечера, что, конечно, слегка утопично. Никто никуда в Москве в семь вечера не приходит. В семь вечера можно только из офиса выйти. Я пришел к семи, но только потому что я в офисе не работаю. Народ собрался через полчаса. Началось все в итоге с опозданием минут на 45 и это, мне кажется много. Все-таки презентация — это не не рок-концерт, а даже если и есть желание сделать похоже (желание понятное), то не надо заимствовать худшее. Урок номер один: не нужно назначать на семь вечера. Хорошее время — восемь. Пусть лучше раньше придут. Пообщаются.

Далее на сцене появились Денис Свердлов (гендиректор Yota) и Илья Ценципер (вице-президент Yota, экс-«Афиша»). Когда я говорю «на сцене» я не имею в виду реальную физическую сцену — которая была, которая возвышалась где-то на метр над аудиторией, и с которой их было бы отлично видно, нет. Я имею в метафорическую сцену, такую знаете «сцену действия». Они появились где-то во внутреннем пространстве, я бы даже сказал по большей части своем собственном. Присели скромненько на правый краешек сцены, спустили ноги вниз, загородились телекамерами и начали тихонечко между собой беседовать. Мне нравится неформальное ведение. Очень. Что мне не нравится, так это когда людей не видно и не слышно. Почему бы не сесть на сцену по центру? Страшно? Тогда с людьми придется говорить, а не между собой? Да вряд ли, по-моему и Свердлов и Ценципер — не из робких. Не знаю, думаю просто увлеклись неформальшиной. И я в принципе-то не против. Но уж очень странно это выглядит: огромный зал человек на 500 и в нем два тихих невидимых голоса откуда-то вещают про «открытость». У меня когнитивный диссонанс. Где открытость? Покажитесь хоть сами-то!? И вот он урок номер два: кто-то должен сказать выступающим «люди, вас не видно и не слышно, сядьте на сцену». Это должен быть внутренний, авторитетный человек. Аудитория не всегда может это сделать. 
 
Обидно: мне очень нравится Свердлов и мне очень хотелось его послушать. Я думал, он и будет презентовать. К сожалению, его совместный с Ценицпером перформанс презентацией не был, а сервис реально презентовали люди, которые сервис делали. Я не запомнил, как их зовут. Это люди уровнем ниже Дениса. Во всех видимых мне смыслах (простите, люди!). Конечно, это было очень верное решение с точки зрения менеджмента. Сделал — ну расскажи. К тому же людей надо учить выступать, а как их еще учить? Не на тренингах же ;) Но вряд ли это хорошее решение с точки зрения маркетинга. Я бы выставил самого сильного человека, если я рассчитываю на какой-то эффект от презентации кроме внутреннего. В Apple выступает всегда Стив. Конечно, появляются и другие, но он выходит на сцену, открывает, закрывает, представляет основные продукты. Тут продукт был один. По-моему, понятно, кто должен его презентовать. Но Денис так на сцену и не вышел. Жаль. Мне кажется, это урок номер три.
 
Дальше началась сама презентация, ее вели два продакт-менеджера. Хорошие ребята, но просто выступать на 500 человек — это трудно. Я это сам очень хорошо понимаю. Трудно. Ряды широкие, народу много, первые три-четыре ряда они может и «покрывают», но дальше их не хватало. Сценарий — ну, так, ничего особенного. Слайды были очень хорошие, лаконичные, никакой тебе «Смерти через PowePoint», да и сделаны в явно Keynote. Может быть нужно чуть покрупнее шрифт в паре мест, все-таки зал гигантский, а зрение у людей очень разное. Было заметно некое подражание Джобсу и мне кажется это здорово и раздражает только там, где слишком явно до Стива не дотягивает. Таких моментов было два: с сегментацией рынка и с ценой. 

Стив на презентации первого iPhone показывал матрицу 2х2, в которой на осях были отложены «простота использования» и «"умность" телефона». Ну и iPhone оказался конечно в самом лучшем правом верхнем углу, очень простой и очень «умный». Ребята сделали со своим сервисом то же самое. К сожалению, они не учли одной маленькой детали: матрица 2х2 — жуткое клише. Стив использовал их в шутку, люди в зале смеялись. А они решили сделать это всерьез. В результате получилось перегруженное маркетинговое УГ. Плохо, незачет.

Второй момент: цена. Цена сервиса — 99 рублей за фильм (ах, да, сервис — прокат фильмов через интернет). Много это, мало? Стив никогда не объявляет цену просто так, он всегда дает какую-то базу сравнения. Сравните с билетом в кино. С DVD-диском. Ну хоть с чем-нибудь. Почему именно 99? Объяснитесь. Понятно, что ценнобразование — не наука, и с инновационными продуктами можно либо угадать, либо не угадать. Мне лично показалось что 99 рублей — много, и что верная цена была 66 рублей. Может я не прав. Даже скорее всего. Но почему именно 99? Долно быть какое-то объяснение. Будем считать это (про матрицу и цену) уроками четыре и пять.

Где-то в середине презентации заходящее солнышко начало давать жуткую засветку на экран (напомню, все происходит на улице под навесной крышей, которая до поры до времени решала эту проблему). Половины экрана просто не было видно. Понятно, что это очень трудно как-то разумно предусмотреть. Если бы начали во время, этого бы не случилось. Да и не думал никто, что такая возможность в принципе существует. Мне хочется написать, что должен был подумать об этом специальный человек, но черт с ним. Ок, не видно полэкрана — бывает. Но это же смешно! Злая шутка — это по-прежнему шутка. Сделайте из этого шоу. Показывайте руками. Ну хоть отреагируйте как-то, признайте что не видно. Пошутите на эту тему. Жалко, что ничего этого не произошло. Понятно, что 500 человек, стресс и все такое. Может выступающие даже и не заметили, потому что на экран не смотрели (а надо иногда поглядывать, туда люди в зале смотрят) Но это все равно урок номер шесть: что-то всегда будет не так технически. Научитесь относиться к этому с юмором.

Ну и последнее. Конечно, лучше всего люди выглядят когда рассказывают о себе. Когда человек на сцене рассказывает, как к нему приходят в гости люди, роются в его DVD-дисках и спрашивают что это за фильм (и поэтому выбор через социальные сети — хорошая идея), это здорово звучит. И сам человек при этом выглядит совсем по-другому. Как только начинается вся эта мутотень про сегментацию, всем сразу видно: это мутотень. К сожалению, мутотени было больше. Не надо, мне кажется так делать. Единственный смысл выпускать на сцену людей, которые продукт вели, это чтобы они рассказали про свой опыт и свои эмоции. Но люди по умолчанию делают это крайне неохотно. Стесняются, боятся. И вот он урок номер семь: надо следить за тем, чтобы люди рассказывали личные истории. По-другому нет смысла. 
Tags: presentations
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments