Алексей Каптерев (kapterev) wrote,
Алексей Каптерев
kapterev

Средняя заметка про «поток»

Сидели тут с Анжелой в чайной и в очередной раз обсуждали предстоящий тренинг «Движение в потоке». «Поточили», как она говорит. Нам нужно было принять несколько важных решений, например, о чем будет тренинг... Это вам смешно, а у нас — дилемма. В названии же тренинга два слова, которое из них главнее? Прошлые тренинги у нас были про поток через контактную импровизацию, через движение. То есть конечная цель — именно состояние потока, а уж в какое место своей жизни вы этот поток приложите — вам решать. Следующий же тренинг будет совершенно наоборот: про КИ через поток. То есть конечная цель — это танец, а поток — просто средство.

Поэтому мы решили, что хотим видеть на тренинге людей, которые уже начали танцевать и хотели бы танцевать лучше. Или, точнее даже не просто лучше — а еще и больше. В КИ же как: все самое главное случается на джемах. Практика нужна. А люди приходят на джемы и сидят, пьют чай, разговаривают: все что угодно, только не танцуют. Не то настроение, не та музыка, не те партнеры... Когда начинаешь танцевать, это все уходит, но начать-то как? Как мы нам помочь людям танцевать больше и быть осознанней в процессе танца? Что вообще такое «поток в танце» и «танец в потоке»?

Так вот, обсуждаем мы все это постепенно приходим мы к неотвратимому и совершенно неоригинальному выводу, что поток — это когда в теле очень много спиралей. Когда движения максимально спиралевидные. Как-то так получается. Спираль, в конце концов — это же одна из самых эффективных траекторий для течения жидкостей. Сколько там в нас процентов воды?

Небольшое открытие, предположим, вопрос в другом: а как нам попасть в спираль? И вспомнилась идея некоей траектории, возникшая еще два года назад. Прошло два года: что изменилось в нашем восприятии? Оказалось, очень много. Куча деталей появилась. Раньше было как — сдача, присоединение, раскачка... и все, поток. А сейчас... нет, пожалуй нет, все сложнее. Мы стали набрасывать из головы шаги и получилось их семь. И подумали мы, что семь — хорошее число и что нам пока хватит. И стали мы на тему этих семи ступенеей думать и кажется мне, что чего там тренинг — я могу небольшую книжку про это написать. Уж очень она понятная, простая и при этом богатая. 

skitched-20100321-231101.png7 шагов... к просветлению. В контактной импровизации, конечно. За все остальные контексты я не ручаюсь. Вот они, эти шаги: Покой, Устойчивость, Перекат, Импульс, Маятник, Волна, Спираль. Сокращенно... ПУПИМВС. Ок, над названием еще надо поработать.

Что имеется в виду? Давайте немного напишу про каждый из шагов.

Покой

Это то самое умение «сдаваться» гравитации, находить поддержку пола, «тонуть в неподвижности». Состояние «желе», мягкости, отпускания, позволение другим перемещать мое тело в пространстве. Способность расслабиться и не делать ненужных движений. В условиях покоя мы можем позволить себе наблюдение, слушание, отдых.

Этот самый-самый базовый навык в КИ, он важен примерно как все остальные вместе взятые. Неумение слушать и «сдаваться» приводит к постоянному «деланию» танца, искусственности движений, огрниченности, чрезмерной зажатости. Также это приводит к конфликтам с партнером — особенно если партнер точно также не умеет слушать.

Главная практика для развития навыка расслабления — это бодиворк, работа с телом.

Устойчивость

Способность сохранять равновесие, устойчивость под нагрузкой. Выстраивание «архитектуры» тела, способность занимать позицию и не сходить с ее, если требуется. Мягкое сопротивление. Укоренение, заземление, вырастание.

Огромная проблема для многих контактников, особенно женщин. Люди ходят на цыпочках, такие у них представления о танце. О каких поддержках тут можно говорить? Предположим, вы даже поднимите такого человека — но как потом его поставить на место? Он(а) же упадет...

Проблемы с устойчивостью проявляются также в неспособности принять вес и сопротивление партнера. В «складывающихся» коленках, в опасных неконтролируемых падениях. Важно помнить, что устойчивость, конечно, зависит от вашего веса и физической силы. Однако, от вашего навыка она зависит больше. В КИ есть много маленьких женщин, способных поднимать очень больших мужчин. Они научились этому.

Основная практика для развития устойчивости — выстраивание архитектуры, осей сопротивления в теле. Это лучше начинать в статике, неподвижности — и постепенно переходить к динамике после изучения перекатов и работы с импульсами.

Перекат

Перекаты по полу. Осознанное отдавание собственного веса партнеру. Перетекание веса тела по полу, партнеру, в переходах из горизонтального в вертикальные положения. Устойчивые перемещения на двух ногах, «наливание» веса с пятки на носок и наоборот. Катящаяся точка на различных частях тела.

Изучая перекаты, вы впервые по-настоящему встречаетесь с полом. Если в неподвижности пол вас просто поддерживал, то сейчас он начинает предлагать вам сопротивление. Здоровенные синяки на бедрах и плечах начинающих — свидетельство огромного сопротивления, которое пол оказывает поначалу. Однако, со временем тело учится не врезаться, а отталкиваться, трансформировать энергию, направленную на столновение в энергию, направленную по касательной.

Перекаты в контакте представляют дополнительный вызов, поскольку приходится иметь дело с весом партнера. Важно помнить, что центр может принять очень большой вес, а вот грудная клетка — сравнительно маленький, при этом ваши руки могут помочь перенаправить весь туда, где вам будет легче. Еще один неожиданный ракурс для отработки перекатов — это правильная ходьба, которая представляет собой поочередное «перекатыванию» стоп по полу.

Однако все это является лишь разновидностями более общей практики под названием «катящаяся точка». Опытные контактники способны с точностью до сантиметра изолировать точку контакта с партнером или полом, где бы на теле она ни находилась — и перекатить ее дальше, вперед, назад или вбок. Начинающие хорошо осознают только свои ладони, стопы и, в меньшей степени, голову. Перекат опытных контактников действительно напоминает колесо. Перекат начинающих — треугольник. Бум. Бум. Бум. С практикой количество граней в этой фигуре растет, она все больше становится похожа на окружность.

Импульс

Движения по прямой или дугообразной линии от внешнего и внутреннего импульса. Импульсы могут быть короткими, резкими или мягкими и продолжающими движение. Импульсы бывают спонтанные и намеренные, осознанно меняющие траекторию движения или возникающие из подсознательных желаний тела двигаться.

Осознание и следование за импульсами — это, возможно, самый важный навык в танцевальной импровизации. Предпосылкой для него является расслабление, слушание. Однако, одного осознавания оказывается недостаточно. Нужно уметь мобилизовать все ваше тело для движения в одном направлении. Нужно найти точку опоры, толкнуться. Нужно уметь развивать импульсы, идти дальше. Полезно также уметь останавливаться, принимая устойчивое положение. Если ваше движение направлено к полу, потребуется умение падать, приземляться.

Именно здесь, после освоения стоек и перекатов начинается серьезная работа с весом. Почти кто угодно может отдать или принять вес с неподвижным партнеров. Попробуйте сделать это, когда партнер движется по малопредсказуемой траектории: это оказывается не так-то просто. Нужно уметь договариваться. Нужно уметь слушать не только свои импульсы, но и импульсы партнера и согласовывать направления.

Маятник


Возратные, колебательные движения. Резкие смены направлений без потери инерции. Отскоки, использование энергиии падения. Сам образ возвращения движения обратно к тому, кто его инициировал, богат возможностями: от партнера, к нему или с совпадением в движении. Умение тонко сочетать ощущение веса тела в режиме маятника создают условия для предсказуемых — и непредсказуемых траекторий.

Маятник — это одно из самых распространенных в природе движений. Ветер дует — деревья качаются. Они не делают так: согнулись-пауза-разогнулись-пауза. А начинающие в КИ делают. Не владея маятниковыми движениями, они вынуждены при смене направления каждый раз останавливаться и начинать движение снова. Это приводит к потере сил. Опытные контактники используют накопленную инерцию для продолжения движения в новом направлении. Это придает танцу непредсказуемую красоту.

Почему маятником так трудно овладеть? Маятник с одной точкой подвеса и одним центром тяжести довольно понятен, но человеческое тело — это настоящее скопище маятников. Вдумайтесь: плечо, локоть, кисть — одна только рука представляет собой минимум тройной маятник.

Помимо четырех конечностей у нас еще есть голова: огромный 4-6 киллограмовый шар, который особенно интересно ведет себя в перевернутых положениях. Работа осложняется еще и тем, что естественные инстинкты человека заставляют его при малейшей угрозе встречи с полом напрягать шею, зажимая маятник и не давая ему продолжать движение. Работа с маятником — кропотливая и долгая работа на отпускание и обретение контроля в критические моменты. Работа с непредсказуемостью инерции движения.

Волна

Это про смену уровней, про движение по сложным траекториям в тесном контакте с партнером. Тонкая, почти эзотерическая работа: движение за дыханием и другими естественными колебаниями тела.

Волна — это соединение маятника и направленного движения. В отличие от маятника, волна переносит энергию. Человеческая ходьба представляет собой волнообразное движение в нескольких плоскостях: голова в вертикальной, таз в плечи — в горизонтальной. Руки-маятники стабилизируют систему, колеблясь в противофазе. Если бы только мы умели всем этим пользоваться для танца.

Волны часто возникают при переходе с уровня на уровень, например, при из лежания в «низкий столик» или из «высокого столика» — в стоячее положение. «Катание» на таких волнах, которое может предложить вам партнер — одно из самых больших удовольствий в контактной импровизации. Для того, чтобы оно получалось нужно до конца следовать своему желанию остаться вместе. Что бы ни происходило, как бы вас не раскачивало — вы остаетесь вместе.

Спираль

Спираль — это соединение всего предыдущего. О ней можно писать бесконечно. 

Вот и все. Было у кого-то уже такое? Я не припомню. Немного похоже на Основы Бартеньефф, да. Но есть и заметные отличия. Попробуем пока так делать, а куда нас дальше нас поток заведет... Будет видно.
Tags: personal development, somatics
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments