Алексей Каптерев (kapterev) wrote,
Алексей Каптерев
kapterev

Нэнси Дуарте: «По большей части, это "золотое правило"».

duarte_office

Вхожу в здание и не без некоторой гордости говорю девушке на ресепшн, что у меня встреча с Нэнси. Она предлагает мне присесть. Через пару минут в дверь просовывается женская голова, хорошо знакомая мне по видеоблогу. Голова находит меня взглядом и произносит мое имя с вопросительной интонацией. Конечно, это я. Небольшая экскурсия по офису, знакомство с Марком — мужем и основателем компании. Обмен дежурными любезностями: «Только на прошлой неделе ко мне приезжал блоггер из Германии — Я смотрю, ваша компания становится привлекательным местом для туризма».

Мы говорили с Нэнси около часа, здесь приведена примерно половина нашего разговора. Интервью условно разбито на три части: Новая книга, Аутентичность и ценности, История Duarte. Еще одна часть показалась мне недостаточно интересной для широкой публики, мы обсуждали совсем специальные технические детали и я не буду ее выкладывать — точнее, я не буду ее расшифровывать и редактировать, это оказалось неожиданно трудоемким занятием. 

В любом случае, разрешите представить: Нэнси Дуарте, глава компании Duarte Design и неоспоримый лидер в нашей скромной презентационной отрасли. Надеюсь, это будет так же полезно для вас, как это было для меня.

07women.600

***

НОВАЯ КНИГА

А: Итак… Твоя новая книга. О чем она?
Н: Я сейчас как раз работаю над тем, как мне о ней рассказывать, я в процессе формулирования… Давай попробуем. Она называется Resonate. Она расскажет о том, как превратить скучную презентацию в увлекательное путешествие, используя техники Голливуда… [показывает экран]

А: Ты на самом деле пишешь книгу в PowerPoint?!
Н: Да, я делаю первый проход в PowerPoint, потому что так быстрее для меня: я не умею работать в Indesign и я не трачу время на то, чтобы это хорошо выглядело, а потом подключается команда и они делают так, что это выглядит хорошо. Например… вот то же самое в Indesign.

А: Хорошо, итак, прошлая книга была о слайдах, а эта о…
Н: Содержании. Об историях. Я беру принципы из кино и литературы и применяю их к презентациям. Я тщательно изучила «путешествие героя», ты знаком с ним?

А: Да, конечно… Ужасно скучно — я имею в виду книгу...
Н: Я читала Криса Воглера, я не читала Джозефа Кэмпбелла… В любом случае, идея в том, что люди жаждут приключений, они не хотят просиживать скучные презентации и это биологическое, это от природы… природа вся про трансформацию. Человеческая жизнь про трансформацию и если ты не показываешь какую-то трансформацию в своей презентации — это скучно. И поэтому я создала форму для презентации.

В музыке есть соната, в мифологии — путешествие героя, в сценариях — шаблоны, и я тоже создала форму для презентации. Если вы будете следовать этой форме ваша презентация будет интересной. И когда я сделала форму, я стала накладывать ее на разные знаменитые выступления и… это сработало. Раньше я чувствовала, что мне очень нравится какая-то презентация, но я не могу сказать почему. Теперь я знаю.

А: Как по твоему, есть какая-то разница между речью и презентацией?
Н: Я не думаю. Большинство речей могут быть поддержаны слайдами, но важнее всего структура, в которую ты облекаешь речь.

А: Но тогда есть ли разница между спичрайтером и тем, кто создает презентации?
Н: Не должно быть — хотя конечно есть. Кто-то должен потратить время на осмысленный текст. Мы стали культурой первого черновика, мы пишем посты в блог или письмо и сразу нажимаем на кнопку «послать». Это может быть хорошо, но это не может быть потрясающе. Кто-то должен уделить время правильным словам. Посмотри на все великие речи: было потрачено много времени на то, чтобы подобрать правильные слова. У тебя может быть хорошая структура и это важная часть, это 75% успеха, но подбор слов — я думаю, это очень важно.

А: Ты имеешь в виду фразы, достойные Twitter-а?
Н: Да, и даже просто использовать принципы риторики и дискурса чтобы сделать предложения прекрасными, мотивирующими, изумительными… Когда ты выстроил структуру — в чем изумление? Где wow?… Процесс создания структуры аналитичен по сути, но затем поверх всего нужно поместить эмоциональные слой. Потому что логики недостаточно.

А: Но ведь структура истории сама по себе эмоциональна.
Н: Да, если мы говорим об истории — да. Но во многих презентациях есть… данные, может быть немного истории, но в основном это диаграммы, графики. У большинства презентаций в бизнесе нет большой сюжетной арки. В бизнесе многим людям некомфортно создавать этот эмоциональный слой.


АУТЕНТИЧНОСТЬ И ЦЕННОСТИ

А: В последнее время люди стали больше внимания обращать на аутентичность в публичном выступлении, но когда люди читают тексты, которые писал кто-то еще, это часто выглядит слишком красиво, отполировано. Как ты с этим справляешься?
Н: Ты прав, это выглядит неестественно, но с другой стороны, по-настоящему красивые слова не появятся магически. Ты не придумаешь их прямо на сцене. Их нужно запланировать. Конечно, люди постоянно оценивают выступающего и если он кажется им слишком гладким — они не верят. Я не говорю, что до этого нужно доводить, но нужно найти время чтобы подобрать действительно красивые слова.

А: Но когда люди начинают говорить то, что аутентично именно для них, с ними происходят магические трансформации, ты согласна? Например, с Элом Гором...
Н: Он нашел свою страсть. После того как он проиграл выборы, он отправился в путешествие на своей лодке, ты видел? Вернулся с большой бородой... Он хотел понять, что ему делать дальше. Он вспомнил, как он делал эту презентацию в 70-е про глобальное потепление и решил спасти мир.

Понимаешь, когда ты политик, твои помощники все время дают тебе обратную связь: «не говори этого, когда ты сказал это случилось то-то» и тебе приходится быть параноиком по поводу каждого слова. Поэтому когда ты уходишь из политики и за тобой перестают так внимательно следить, ты можешь наконец-то позволить себе говорить то, что хочешь. Нет ограничений, никто не говорит тебе, что ты должен сказать.

Я думаю, каждый человек может так трансформироваться. Если у вас работа, которая вам не нравится — вы будете скучным докладчиком. Если вы любите то, что делаете — вы будете страстными.

А: Я всегда хотел узнать, в фильме «Неудобная правда» видно, как Эл Гор редактирует свои слайды. Он на самом деле это делает?
Н: Когда вышел фильм, он на самом деле этого не делал. Но сейчас делает! Он использует Keynote, он член совета директоров Apple, у него Мак, его хорошо экипировали… Так что да, он редактирует свои слайды. Это непросто для нас, потому что однажды мы с ним готовились и все было идеально, но когда я пришла на его выступление, то оказалось, что в последний момент он вставил пару каких-то вещей и все испортил. Запнулся на части, которую мы не репетировали… Я просто поверить не могла.

Но в каком-то смысле это хорошо, это интересно, этот процесс возни со слайдами — это часть процесса репетиции. Конечно я стараюсь, чтобы мои клиенты не делали этого в последний момент, но я сама так делаю! Я переставляю это сюда, это — туда, тут у меня новый инсайт, новые данные, которые я хочу вставить… Я тоже редактирую слайды в последний момент, хотя и думаю, что иногда это глупо.

А: Мне иногда кажется, что я должен давать инструкцию по редактированию вместе с каждой презентацией.
Н: Мы делаем инструкции для презентационных шаблонов, которые мы разрабатывали почти для всех крупных брэндов. Один раз мы сделали 150 страниц — только инструкций… Вот палитра, вот зачем она такая, вот шрифты — вот зачем они такие. Зачем, зачем… И если это действительно инженерная организация, если ты объясняешь им логику этих «зачем», они начинают работать в этих ограничениях. Но если они не знают, зачем — они просто не будут это выполнять. Поэтому мы даем логику.

А: Возвращаясь к теме аутентичности: ты когда-нибудь сама отказывалась от проекта из-за его содержания?
Н: Да, несколько раз. Если это идет вразрез с моими собственными ценностями — я стараюсь не приниматься за такую работу. Иногда встречаются просто сумасшедшие люди. Если проект переходит какую-либо моральную границу, если люди слишком экстремальны — в одну или в другую сторону, я думаю, что такая экстремальность ошибочна. Мне не нравятся люди, которые сильно ненавидят что-то, которые слишком «анти-что-то». Проект, в котором я участвую, должен как-то помогать человечеству.

Есть вещи, связанные с технологиями, которые меня пугают. Они настолько футуристичны и настолько сильно меняют человечество, что… к сожалению не могу быть более конкретной, но я отказывалась от совершенно сумасшедших вещей. На самом деле это то, что меня пугает по поводу следующей книги, это то, что есть множество классических мифологических и религиозных паттернов, они сильные и очень священные. Перспектива того, что люди будут вот так легко их брать и использовать для чего-то нехорошего пугает меня. Конечно же я хочу, чтобы моя работа использовалась во благо.

A: А какие корпоративные ценности в Duarte?
Н: У нас есть книга, где они все проиллюстрированы историями… Я думаю, по большей части, это «золотое правило»: относись к другим так, как ты бы хотел, чтобы к тебе относились. Это самое главное.

Еще одно правило — не говорить за спиной о других. Если ты начнешь мне говорить что-то плохое о другом человеке, я скажу тебе — пойди сам поговори с ним. Мы коммуникационное агентство — нам самим нужно быть хорошими коммуникаторами. Мы должны быть честными, дипломатичными.

Еще одна ценность — никогда не ставить деньги впереди репутации. Деньги никогда не важны настолько, чтобы терять репутацию.


ИСТОРИЯ DUARTE

А: А почему ты вообще решила заниматься слайдами?
Н: Это было очень, очень сложно. На самом деле, хочешь верь, хочешь нет, мы случайно на это наткнулись. Я всегда была визуальным коммуникатором, но я никогда не занималась этим профессионально. Мой муж основал эту компанию в 1988 году и сначала мы делали 35мм-слайды. У нас был имиджер, он стоил 17 тысяч долларов и он стоял у нас в комнате. Мы занимались техническими иллюстрациями, потому что это было сильной стороной Марка. Это было в 1988 году, а потом когда я была беременна нашим сыном в 1990 я говорила ему «Найди себе нормальную работу, хватит заниматься глупостями» и рассылала его резюме. А он говорил мне, что я ничего не понимаю и что грядет революция с этими компьютерными технологиями…

В конце концов, мы договорились так: если я смогу это продать, то он будет продолжать в этом работать. Я подняла трубку и продала его трем крупным клиентам в тот же день. Это оказалось совсем не трудно. А потом мне даже не пришлось продавать: заработало «сарафанное радио»…. На самом деле мы вошли на рынок именно в тот момент, когда он начал переключаться с 35-мм слайдов на компьютерные технологии. Мы оказались в правильном месте в правильное время. Я очень любила слайды. Хотя было очень трудно привлечь дизайнеров заниматься ими.

Поэтому мы занимались всем: веб-разработкой, печатью, мультимедиа… Но случился крах дот-комов и все остальное сошло на нет, а за презентациями люди продолжали обращаться к нам. В этот момент Джим Коллинз написал книгу «От хорошего к великому» и в ней он сказал: «Выберите одну вещь, в которой вы разбираетесь лучше всех в мире и делаете ее». Тогда я сказала своим дизайнерам: «Мы занимаемся презентациями, кто хочет остаться — оставайтесь. Если вам не интересно — дайте знать, я помогу вам найти другую работу. Но мы — презентационное агентство».

И мы стали первым презентационным агентством. Такое сужение фокуса позволило нам стать более эффективными, совершенными, творческими. И сейчас мы наняли человека из Голливуда, который ведет нас на следующий уровень, мы действительно начинаем использовать презентации как контейнер для историй. Сейчас это наше направление.

А: А какое у тебя образование…?
Н: Никакого. Я закончила школу. Я не могла себе позволить. Когда мне было 16, наша мама бросила нас, и я вышла замуж в 18. Мне очень хотелось, чтобы меня кто-то любил — и я вышла замуж очень рано. Я очень сильно старалась, чтобы мой муж мог закончить колледж. А теперь представь: он закончил колледж и не понимает, чем бы он хотел заниматься…

У меня нет образования, но к счастью, никто и не спрашивает. Ты второй человек, который спросил. Два года назад Cisco оплатило мне Executive MBA в UCLA, что здорово — конечно, это не настоящий MBA, это Executive MBA, но все равно… Когда я получила эту степень я почувствовала, что я достойна сидеть за одним столом со всеми этими людьми, которых я консультирую и которым говорю, как управлять их компаниями. В глубине души я никогда не ощущала, что я достаточно умна — до этого момента.

Так что… Женщина, без образования… Но знаешь что?… Just a lot of moxie!

***

moxie ['mɔksɪ]

сущ.; амер.; разг., происходит от названия популярного в США в 19-ом веке безалкогольного напитка

1) смелость, отвага; дерзость, решимость

2) бодрость, живость, энергичность; настойчивость, пробивная сила характера

3) умение, совокупность полезных навыков, опыт; опытность, практичность
Tags: presentations
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments