Алексей Каптерев (kapterev) wrote,
Алексей Каптерев
kapterev

Наверное мало кто знает, но я уже довольно давно в свободное время пишу новостные заметки для проекта "Горизонты транспорта". И сейчас я уже где-то подхожу к тому уровню, когда мне самому моя писанина начинает нравится. Так что я, с вашего позволения (впрочем, и без оного тоже) буду время от времени сюда постить анонсы наиболее интересных новостей. Начнем, пожалуй, вот с этой, про "золотые дороги", транспорт на магнитной подушке. Почему они "золотые"? А вы почитайте...



14.05.2003, coraker, the
В США продолжается борьба за приз в почти миллиард долларов - федеральное финансирование для строительства линий поездов на магнитной подушке. Такие поезда еще называются Maglev, сокращение от английского magnetic levitation, магнитная левитация. Несмотря на дороговизну, этот вид транспорта в последнее время пользуется огромной популярностью среди разработчиков транспортной инфраструктуры: под модную технологию можно списывать деньги налогоплательщиков почти не глядя. Чем больше стоит проект, тем больше заработают его подрядчики, тем больше они могут выделить средств на лоббирование. Это политические проекты, об их прибыльности и речи не идет.
7 мая губернатор Пенсильвании Эд Рэнделл (Ed Rendell) во время выступления в Конгрессе предложил федеральному правительству профинансировать оба конкурирующих проекта. Один из двух финалистов конкурса, стоимостью в 3 миллиарда долларов, должен быть запущен как раз в Пенсильвании.

Сорокапятимильная трасса должна будет соединить Гринсбург, Монровилль, центр Питтсбурга и международный аэропорт. Несмотря на то, что сооружение аналогичной железной дороги обойдется в десятки раз дешевле (стоимость прокладки километра железной дороги составляет примерно 5 миллионов долларов), Рэнднелл горячо выступает за постановку дорогостоящего эксперимента за деньги налогоплательщиков. Однако, 950-миллионная программа федерального финансирования еще должна пройти одобрение в Конгрессе.

Принцип работы поезда Maglev состоит в том, что вагон практически висит в воздухе, на высоте нескольких сантиметров над рельсом, удерживаемый мощными электромагнитами, а отсутствие трения дает возможность разогнать состав до рекордных скоростей. Технология питтсбургского проекта магнитной левитации была разработана учеными Университета Карнеги Меллон (Carnegie Mellon University) и Империал Колледж Науки и Технологии (Imperial College of Science and Technology). И хотя очень хочется верить, что университетские ученые окажутся ближе к нуждам бизнеса и пассажиров, чем к интересам чистой науки, сегодня ни у кого нет сомнений, что такие проекты являются принципиально убыточными и не будут реализованы без государственной поддержки.

Ожидается, что проект позволит справиться с пассажиропотоком и серьезно снизить загруженность автотрасс. Проектная скорость поезда на магнитной подушке в четыре раза выше скорости автомобиля и в два раза выше скорости самых быстрых поездов: 300-400 километров в час. Но с другой стороны, вместо того, чтобы тратить деньги на левитационные проекты, властям Пенсильвании было бы не плохо позаботиться о системе автодорог. По признанию Рэнделла, система хайвеев находится в небывалом упадке, состояние 46 процентов дорог оценивается на уровне ниже среднего, а 42 процента мостов штата структурно неэффективны или нефункциональны.

Второй финалист конкурса проектов типа Maglev сорокамильная дорога от Вашингтона до Балтимора с проектной стоимостью ни много ни мало в 4,4 миллиарда долларов. 12 мая было объявлено, что работы по проекту уже началась – даже несмотря на отсутствие решения о федеральном финансировании. На первом этапе будет составлено техническое обоснование прокладывания линии по трем альтернативным маршрутам, подготовлен экологический отчет, в котором будут изучаться такие факторы, как шум, вибрация и электромагнитное излучение.

Существует также третий проект, которой должен соединить американскую столицу развлечений, Лас Вегас, с городом Анахейм в южной Калифорнии. Проект изначально не получил одобрения федеральных властей из-за рекордной стоимости (10 миллиардов за 269 миль), Несмотря на это, лоббистская кампания вокруг него постепенно набирает обороты. В начале мая Федеральная Служба Железных Дорог США (Federal Railroad Administration) выделила полтора миллиона долларов на экологические исследования, связанные с этим проектом.

На сегодня, единственный реализованный проект Maglev существует в свободной экономической зоне Шанхай. Трасса, построенная на госудорственные деньги немецким консорциумом Transrapid International (в который входят Adtranz, Siemens и Tyssen) пролегает от делового центра Шанхая аэропорта Пудон. По общему признанию, проект имел скорее идеологическое, чем транспортное значение и воспринимается больше как аттракцион, чем как средство передвижения. В общей сложности, китайский maglev обошелся в 1.2 миллиарда долларов – инвестиции, которые никогда не окупятся."
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments