Алексей Каптерев (kapterev) wrote,
Алексей Каптерев
kapterev

Фрайбург: Один на один с Рэем Чангом

На первом фестивале, в 2006 году я впервые познакомился с идеей one2one. Это... не сказать чтобы редкий... нечастый шанс получить 20 минут индивидуальной работы с одим из лучших контактных учителей мира по вашему выбору. Конечно, желающих много, хороших учителей мало, но как правило все как-то устаканивается в присущем контакту духе win-win.

В прошлый раз моим учителем был Экки Мюллер, один из организаторов фестиваля. Я тогда только-только осваивал высокие поддержки и мой вопрос был: «Когда я поднимаю человека на плечо, что мне делать с ним дальше?». Его ответ тогда свелся к гениальной фразе, которая работала для меня очень долго и до сих пор работает в ряде других контекстов: «Смотри, куда это тело хочет пойти».

Вообще, я заметил, что ответы, которые дают контактные учителя почти всегда оказываются очень простыми в ретроспективе. Я их где-то уже слышал. И не раз. Хуже того — даже сам кому-то так советовал. Судя по всему, контактные учителя нужны для того, чтобы замечать у тебя под носом очевидности, которые ты не видишь. Хороший был ответ.

Правда, через пару лет с этим ответом возникла проблема. Я заметил у себя такую привычку: сначала поднять человека, а потом слушать «куда это тело хочет пойти». А это странно выглядит для партнера, представьте: вас подняли и такого слегка офигевшего начинают СЛУШАТЬ. К тому же, очень часто это тело никуда не хочет идти. Оно хочет просто повисеть на мне. А еще оно очень тяжелое. Нет, я ничего не имею против, если такие остановки возникают спонтанно. В этом даже есть красота. Но тут получается, что я их делаю специально и теряю при этом поток. Плохая идея. Что делать?

Именно с таким вопросом я подошел с своей второй фрайбургской сессии one2one. Сначала я хотел еще раз задать этот вопрос Экки. Была в этом какая-то ирония. Спустя три года, те же люди, то же место, тот же вопрос… Но потом я оглянулся вокруг и увидел Рэя Чанга.

С Рэем я впервые встретился год назад, в Америке, на CI36 (пост в жж). Рэй — китаец из Сан-Франциско, выглядит он лет на 50. Он очень легкий, настолько легкий, что кажется невесомым. Он не двигается — он парит над землей, как будто у него под ногами воздушная подушка — но при этом он как-то очень устойчив. Я сам до конца не понимаю, как достигается такой эффект, но выглядит это впечатляюще. Контактной импровизацией он занимается столько, сколько она существует. Короче, учитель мечты. Сами посмотрите.



(Съемка 2001 года, позже не нашел. В этом году я не видел, чтобы он так прыгал, но в прошлом — видел.)

Фразу «я встретился с Рэем год назад» нужно понимать так, что я его увидел год назад. Не то что бы ко мне подошла Нэнси Старк-Смит и сказала: «Алексей, пойдем я познакомлю тебя с Рэем Чангом. Вам надо потанцевать вместе... Рэй, познакомься — это Алексей, талантливый молодой человек из России». Нет, такого не было.

С учителями мечты, знаете, есть одна проблема — они далеко. Они танцуют с другими такими же небожителями или проводят семинары в дальних странах, куда именно сейчас ты не попадаешь по соображениям финансового или временного характера. Но знаете… за это я и люблю one2one: что можно вот так запросто взять и подойти. И не делать себе перед этим большой психотерапии на понижение значимости. На джеме я бы не решился. А тут все что нужно — просто успеть.

На процедуре выбора учителя щелкать клювом нельзя. Было всего три места, в которые можно было попасть — я попал вторым. Чтобы вам понять, насколько сильно было нельзя щелкать клювом: в последнем слоте оказалась испанская делегация из семи человек. Для них был групповой мини-воркшоп. Мне повезло чуть больше.

Я подошел к Рэю поздоровался и задал ему свой вопрос. Как обычно, ответ, который он дал, кажется невероятно простым в ретроспективе: подняв человека, сам не переставай двигаться. Слушай в движении. Самому не нужно останавливать вращение вокруг своей оси. Направлять партнера не руками, а движением своих бедер и своего корпуса. При этом, продолжать слушать его руками. Это отлично звучит в теории, и раза с третьего это даже сработало на практике. Ммм… чем бы занять еще 10 минут...? С Рэем Чангом…?

К счастью, пока Рэй показывал мне что делать — на мне же, естесственно, вплыла вторая сторона вопроса: что интересного можно сделать, если меня самого подняли. Нет, не так… Это вопрос, который мне бы хотелось рассмотреть. Вопрос, который был реально рассмотрен, звучал так: «Что интересного можно сделать, если тебя вдруг поднял Рэй Чанг?». Что, конечно, далеко не то же самое, как если бы тебя поднял Мартин Кео (другой прекрасный учитель, которого вы видели на видео).

Оказалось, что на Рэе можно сделать круасан-ролл. Я пока ни на ком еще не пробовал, да и на Рэе-то получилось не очень — но мне показалось, что это фантастически, нереально круто. «Что же такое этот круассан-ролл?» — я слышу вы спрашиваете. Это такой перекат, при котором тело изогнуло в полумесяц, и эта форма, а также направление сгиба не меняются. В отличие от спирали, где идет последовательное движение плечо-плечо-бедро-бедро, в круассан-ролле движение совершается обоими плечами и бедрами синхронно. Правое плечо — правое бедро, затем левое плечо — левое бедно. Непонятно? Мне самому не очень. Это вообще довольно сложная это штука технически.

crescent-roll

(Это не Рэй, это Стив Пэкстон, основатель контактной импровизации.)

Главная проблема, конечно, что тебе самому ничерта не видно: приходится снимать себя на камеру, чтобы понять, что вообще с тобой происходит. Но очень полезная это штука, в первую очередь для развития телесной осознанности, а во вторую — она просто очень красивая, если делать ее правильно. Последний раз мы делали круассан-ролл накануне. Я в очередной раз помучился со своим перекатом и позавидовал перекатам финов. Вы бы видели, какой четкий, артикулированный перекат у Отто. А сам Отто здоровый, очень большой. Такие люди часто бывают неуклюжими. А он как робот… хотя нет, это неудачная метафора.

Так вот, возвращаясь к Рэю: в процессе моего нахождения у него на плече, Рэй посоветовал мне сделать круассан-ролл вокруг его шеи. Я попробовал пару раз. Вроде получилось, но как-то не очень уверенно. Я показал Рэю свой круассан-рол на полу. Рэй неожиданно одобрил. Попробовали еще раз. Получилось лучше, но все равно не идеально. 20 минут истекли.

На следующий день я разогревался перед джемом. Вспоминал что-то из боевых искусств. Вдруг оборачиваюсь, а у меня за спиной стоит Рэй. Я смотрю на него и он смотрит на меня. И хитро так, по-китайски щурится. А потом говорит: “Let’s practice.” Я сначала даже не понял, что он имел в виду. Я думал, может он хочет со мной поспарринговать? Нет, оказалось, что он хочет танцевать. Мы танцевали с ним час.

Это было очень просто. Мы почти даже не делали никаких фантастических поддержек. Почему-то в этом году во Фрайбурге это было не модно. Но в основном мы просто «катали точку». Это классический, базовый контактный навык, когда два человека двигаются в паре, наблюдая как перетекает между ними точка контакта. Основа основ. И было ТАК увлекательно… Рэй фантастически детальный. У него очень небольшие и очень точные движения. Час. Мы ходили друг вокруг друга по спиралям и своздали в центре джема целый водоворот, человек на десять. Потом нас из него вынесло, а водоворот остался. Когда мы прощались, я спросил, сколько ему лет. 57.
Tags: somatics
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments