Алексей Каптерев (kapterev) wrote,
Алексей Каптерев
kapterev

Про обратную связь — вспомнилось

Эксперимент*: две группы людей, экспертов и не-экспертов просят оценить что-то на уровне «нравится — не нравится». Результат: одинаково хороший. То есть хорошие вещи оценены высоко, а плохие — плохо, примерно одинаково обеими группами.

Второй вариант эксперимента: людей просят не просто ответить на уровне «нравится — не нравится», а еще и описать, что именно им нравится или не нравится. Результат: у экспертов по-прежнему все отлично, у не-экспертов — полная фигня, хорошие вещи они назвали плохими и наговорили про них кучу глупостей, плохие — наоборот назвали хорошими плюс та же куча идиотских рационализаций.

Вывод: Плохая идея спрашивать у людей, которых вы не считаете экспертами, что-то кроме «нравится — не нравится». Любые попытки их как-то описать свой опыт содержательно скорее всего только испортят ситуацию. Это будет очень полезно — для них. Это шаг по превращению их в экспертов. Совершенно бесполезно для вас.

Если же вы не считаете себя экспертом, а вас спрашивают, то хорошая идея — заранее не пытаться ничего понять, а просто почувствовать, а потом на основе интуитивного мнения попробовать написать подробный список. И сохранить этот список при себе.

Самая сложная лично для меня ситуация с обратной связью — это когда человек говорит полную ерунду, в которой как мне самому понятно, есть одна здравая мысль. Но она составляет процентов 5 от общего содержания. Вот тут приходится реально напрягаться, чтобы отфильтровать отношение к этой обратной связи вообще, от отношения к этой конкретной вещи в частности.

* Простите, деталей не помню, но их можно найти: это из Blink Гладуэлла.
Tags: personal development
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments