Алексей Каптерев (kapterev) wrote,
Алексей Каптерев
kapterev

Правило 7%-38%-55%

Наверное, в какой-то момент каждый, кто имеет хоть какое-то отношение к публичным выступлениям должен написать что-то на эту тему, потому что сколько бы не писали, все равно кажется мало. Мало! Дочитайте до конца и убедитесь сами.

На тренингах по «ораторскому мастерству» очень любят упоминать так называемое «Правило 7%-38%-55%», которое утверждает, что согласно неким исследованиям, 55% информации между людьми передается невербально, т.е. мимикой и жестами, 38% — паравербально, т.е. интонациями голоса, и только 7% — непосредственно словами. Отсюда делается вывод о том, что самое главное — как вы выглядите, а что вы говорите, в общем, не имеет никакого значения. Некоторые идут еще дальше, утверждая, что главный навык коммуникатора — это «конгруэнтная» генерация бреда.

Мне бы очень хотелось сказать, что это «Правило 7%-38%-55%» как раз является примером такого бреда — к сожалению, я не могу этого сделать. Во всем этом есть доля правды. Действительно была пара исследований — или, если еще точнее, была статья Альберта Меграбяна и Мортона Уинера «Расшифровка неконсистентных коммуникаций», опубликованная в Journal of Personality and Social Psychology в конце 60-х (Mehrabian, Albert, and Wiener, Morton. «Decoding of Inconsistent Communications»).

Однако, есть несколько «однако». Как следует прямо из названия статьи, это правило может быть применено только неконсистентной коммуникации, то есть когда сообщения по различным каналам не совпадают. Например, человек говорит, что у него нет никаких проблем с вами, но отводит при этом глаза. В этом случае люди действительно склонные верить невербальному каналу. Это во-первых.

Во-вторых, в эксперименте шел разговор только о «неосязаемых» вещах, например, чувствах человека и, соответственно, все это совершенно неприменимо к информации фактического характера. Как бы уверенно вы ни заявляли, что Ленин родился в Париже — у вас будут проблемы с очень существенным процентом аудитории. Намного превышающим 7%.

В-третьих, в эксперименте участвовали только женщины, одетые в белые халаты. Вспомните об этом, когда прочитаете, что в 55% входит весь внешний вид, включая одежду. Это не так, 55% относились только к выражению лица.
Конечно же вся эта невербальная коммуникация, интонации, язык тела и прочее, прочее — они очень важны и может быть даже важнее текста выступления. В конце концов, хороший текст легко убить монотонным прочтением, но даже очень средний текст вполне можно вытянуть, прочитав КРУТО. Проблема только в том, чтобы иметь хотя бы средний текст. Просто как некий фактор гигиены, минимально необходимое требование. Текст должен быть хотя бы не ужасным. Увы, большинство людей (к читателям этого блога, конечно, все это не относится ;) не способны произвести даже средний текст. Не знаю, уж, с чем это связано, кажется, это даже противоречит самому определению «среднего текста».

Что касается «бредогенерации»: уметь «настраиваться на волну», чтобы вас несло в словесном «потоке» — это очень полезный навык. Проблема в том, что по большинству этих волн передают всякую чушь, которую слушать не надо. То есть нет, не так: надо послушать и переключиться. И переключаться до тех пор, пока не начнут передавать что-то вменяемое. Потому что людей, страдающих от болезни, которую я называю «преждевременная артикуляция» и без нас с вами хватает.

Собственно, я даже не против бреда как такового, пока он содержится в загончике с надписью «бред». Я даже за, по-моему, генерация бреда — это один из основных механизмов творчества. Совсем упрощенно творчество можно представить в виде из двух фаз: создание бреда и отбор не-бреда. На первой фазе придумываются оригинальные идеи, на второй — из них отбираются наиболее рабочие. На первой фазе в мозге возникают процессы возбуждения (видны на ЭЭГ как альфа-волны), на втором этапе — торможения (видны как бета-волны). Люди, не способные «отпустить» мозг в режим бредогенерации не могут придумать ничего оригинального, они могут только вспоминать то, что уже где-то видели. Но люди, не способные далее контролировать отбор, порождают огромное количество нерабочих, неприменимых идей — никому не нужной, тупой ерунды.

В заключение хочу привести слова известного филолога Александра Пятигорского, которые я встретил недавно на Баше. Обратите особенное внимание на паравербальную коммуникацию в квадратных скобках.

«[Тихо, задумчиво] Главная особенность России? Не воровство, не коррупция, не глупость, не злоба... [переходя на еле слышное бормотание] не хамство, не тщеславие, не невежество. Главная особенность России... [вдруг переходит на крик] ЭТО ХУЙНЯ! ВСЯКАЯ ХУЙНЯ!!!»

Понимаете, да? Ее и без нас достаточно.
Tags: authenticity, presentations
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments