Алексей Каптерев (kapterev) wrote,
Алексей Каптерев
kapterev

Роберт МакКи и правда жизни

Он называет это «я читаю лекции».  Три дня, с 9 утра до 8:30 вечера, люди сидят за столами и слушают. 500 человек. Сидят и слушают. Записывают, теряют внимание, смеются, засыпают, пьют кофе, ерзают, выходят от изнеможения, снова заходят, думают, аплодируют, офигевают от инсайтов.

Он носит черную шляпу и кожаную куртку. У него такие густые брови, что кажется, будто кто-то наклеил ему над глазами две полоски ковролина. Он матерится, он крайне неполиткоректен, он штрафует деньгами за невыключенный мобильный телефон. Он остро и умно шутит.  Он потрясающий рассказчик. Еще раз: он потрясающий рассказчик. Я никогда не слышал, чтобы человек мог  пересказывать фильм за фильмом, выделяя самые существенные части сюжета и каждый раз оставляя совершенное ощущение, что я видел этот фильм от начала до конца, своими собственными глазами. Его зовут Роберт МакКи. Он ведет семинары по тому, как писать киносценарии.

Если вы хотите научиться действительно понимать кино — сходите к МакКи. Почти все, кто пишет сценарии были на его семинаре и в той или иной степени находятся под влиянием его идей. Это мой первый семинар, в котором до меня участвовал великий Джон Клиз. Три раза. Но вообще-то, семинар-то не про кино. Или точнее, не только про кино. Это семинар о жизни.

Потому что если сценарий хорош — в нем есть правда жизни. Не обязательно правда про жизнь, может быть это правда о наших представлениях о жизни, что конечно совершенно не одно и то же, но что-то есть. И очень интересно понимать, что в этом деле работает, а что нет. Если я встречал человека, который действительно разбирается в мотивации — то это Роберт МакКи.  В общем, он молодец. Меркатор и Альпина недавно издали его книгу на русском.

Принципы МакКи для презентаций, как я их понимаю.


1. Презентация — это драма (или комедия). В ней должны быть как минимум три акта: начало, середина и конец. Впрочем, не обязательно именно в такой последовательности.

2. У презентации должен быть протагонист, по поводу которого возникает симпатия и эмпатия. Но раскрыться протагонисту позволяет только антагонист. Без этого центрального конфликта нет драмы (и комедии тоже нет). И не делайте жизнь протагониста легкой. Одного конфликта мало.

3. Главные стратегические вопрос: «Чего хотят мои герои? Каков основной конфликт моей презентации? Какая ценность и антиценность исследуется?» Любовь — деньги? Жизнь — смерть? Кетчуп — майонез? У вас должен быть простой, ясный, короткий ответ эти вопросы.

4. Если вы хотите создать комедию — дайте вашим героям идею-фикс.

5. Презентация состоит из событий. Простое изложение фактов — НЕ событие. Это скука, смертный грех №2*. Событие — это драматизированный факт. Факт, который что-то очевидно меняет для слушателя, не важно к лучшему или к худшему. Поэтому главный тактический вопрос: «И что это меняет для аудитории прямо сейчас?»

6. У каждого события должен быть текст и подтекст, поверхностное и глубинное (но заметное) значение. Событие без подтекста плоско, скучно, не интересно.

7. Интерес — это разница между ожиданиями аудитории и тем, что на самом деле происходит. Есть три основных способа вызвать интерес: сюрприз, ирония, саспенс.

8. Сюрприз — это когда герой знает больше, чем аудитория.

9. Ирония — это когда аудитория знает больше, чем герой.

10. Саспенс — это когда аудитория знает что произошло, но не знает, почему. Вообще, вопрос «почему?» — это главный вопрос во всем этом деле. Это вопрос правды жизни. Ведь правда — это не просто то, что происходит. Правда — это как и почему это происходит. Это главный вопрос, вопрос мотивации.

---
* Смертный грех презентации №1, на мой взгляд — сознательная ложь, искажение фактов.
Tags: presentations
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments