Алексей Каптерев (kapterev) wrote,
Алексей Каптерев
kapterev

Ошибки в КИ

Существует какое-то расхожее мнение что в контактной импровизации (КИ) нет правил и поэтому нельзя ничего сделать неправильно или совершить ошибку. Я примерно понимаю откуда взялось такое мнение и я хочу сказать, что это... просто мнение. Было бы очень круто, если бы это было действительно так. К сожалению, это не совсем так. И если вы будете заниматься или уже начали заниматься КИ, то вы очень быстро обнаружите это.

Критерии, правила, конвенции в КИ есть и их довольно много. В конце концов, если бы их не было, то ничему нельзя было бы научиться. А научиться, между тем, можно. КИ – постконвенциональный подход, но вряд ли антиконвенциональный (извините). Правила есть. Чего нет – так это нерушимых правил. По крайней мере я не смог сходу вспомнить чего-то такого, что бы абсолютно нельзя было бы делать. Конечно, нельзя, скажем, намеренно убивать или травмировать партнеров, но такого рода ограничения вряд ли являются характерными именно для контактного танца.

Жестких правил нет и поэтому в КИ не говорят «нельзя». В КИ говорят «не принято». Во время танца не принято прикасаться к интимным местам.  Не принято смотреть в глаза. Не принято хватать за одежду. Это никак не мешает в рамках КИ проводить мастер-класс по тому, как хватать за одежду. Но первое, что говорят на таком воркшопе – что вообще-то в КИ не принято хватать за одежду и не стоит делать этого с незнакомым партнером или без предварительной договоренности. Мастер-классов по тому, как прикасаться к интимным местам я не видел, но я не сильно удивлюсь, если кто-то в конце концов его проведет.

Несмотря на как бы отсутствие эстетических критериев, в КИ есть своя эстетика. Она вытекает из  принципов экономичного движения, на которых построена КИ. Не принято делать вещи напряженно, с усилием. Не принято громко падать на пол. Не принято «терять» свой центр. Это не значит, что это вообще нельзя. Часто вещи делают с явным, гротексным усилием. Но как правило не принято.

Кроме того, есть целый класс ограничений, связанных с физической безопасностью. Не блокировать суставы, не отдавать вес на чувствительные места, не ронять партнеров. Наверное, это самые жесткие из всех критериев, но даже они часто нарушаются – такова природа спонтанного танца. В КИ есть правила, а значит, можно ошибиться. Конечно, в КИ есть очень большое право на ошибку. Я не знаю другой фирмы танца, где к ошибкам относились бы так же снисходительно. Но и ошибки тоже есть.

Я готов поверить, что люди уровня Адриана или Экки (не важно сейчас, кто это) никогда не ошибаются. Но это происходит потому, что их тело невероятно умное и они реально находят очень интересные выходы. Для них ошибка это и есть шанс для творчества. И даже если они падают и ломают ногу – они делают это так, что всем понятно: так должно было случиться и это правильно, что они сейчас упали и сломали ногу. Значит так было надо для них самих. Но быстро оказаться в этой лиге я способа не знаю.

В буддизме сначала всем говорят, что есть сансара и есть нирвана. И надо их различать. А значит – можно ошибиться. А потом говорят, что на самом деле нет ни сансары, ни нирваны. А  значит – ошибиться нельзя. Как бы так... чтобы сразу нельзя было ошибиться? Возможно ли? Стоит ли?

P.S. Вопрос, конечно, формулируется так: а можно ли сразу одним махом перескочить из нашей «реальности», где ошибки есть, в совершенно другое пространство? Наверняка, на этот вопрос уже много раз отвечали, и даже я смогу вспомнить пару ответов, если чуть напрягусь. Ну, так, сходу... Адвайта...?
Tags: somatics
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments