Алексей Каптерев (kapterev) wrote,
Алексей Каптерев
kapterev

До свидания, Нассим.

Кольбер: Кажется, по сути вы говорите, что будущее непредсказуемо.

Талеб: Нет, я говорю, да, моя идея в книге в том, чтобы показать две вещи: номер один, что будущее непредсказуемо, что в нем доминируют Черные Лебеди и эти Черные Лебеди непредсказуемы, и второе, что довольно центрально, что мы люди.. да?... пытаемся состряпать истории чтобы убедить себя что будущее более предсказуемо, чем оно есть [...]

Кольбер: То есть будущее в сущности непредсказуемо.

Талеб: Да, непредсказуемо.

Кольбер: Следуя этой логике, не значит ли это что в будущем вы сможете предсказывать события, как раз потому что вы предсказываете что не можете их предсказать?


Прочитал половину книги Талеба "The Black Swan" и бросил. Не интересно. Со многим я там согласен, с чем-то – не согласен, но в целом – просто не интересно. Автор пишет про то, что будущее по большому счету непредсказуемо, а я все время думаю: а неужели кто-то думал, что оно по большому счету предсказуемо? И неужели кто-то делает масштабные прогнозы о судьбах цивилизации для того, чтобы что-то в самом деле предсказать? По-моему, люди делают прогнозы, чтобы перестать беспокоиться по поводу будущего, и наконец хоть что-то сделать в настоящем. Это единственная цель таких прогнозов – если, конечно, эти прогнозы делаются для себя, а не для кого-то еще.

Книга побила все рекорды по употреблению слова "naïve" — что делает ее невероятно наивной. Мне кажется, что нет ничего более наивного, чем постоянная апелляция к наивности других. Буквально на первых же страницах Талеб – по наивности! – практически полностью потерял мое доверие. Он пишет, что будет рассказывать истории чтобы бороться с засильем историй, после чего действительно рассказывает историю. Фальшивую!!! Представляете? История была про писательницу с русской фамилией, естественно, я ее тут же погуглил – а она оказалась выдумкой. Какое разочарование! Он признался в своей выдумке в следующей главе. Чуть-чуть слишком поздно. После этого мне пришлось гуглить чуть ли не каждое подозрительное имя. Как можно доверять такому автору?

Огромная проблема Талеба состоит в том, что он почему-то невероятно преувеличивает убедительную силу нарратива. Талеб делает именно то, что меня всегда разражало в "метафорах" НЛП. Он думает, что любые истории сойдут. А значит, можно придумывать что хочешь. Это очень наивно. Слова "аутентичность" он, видимо, не слышал. Причем как только он чуть сдвигается от истории писательницы в сторну истории трейдера Неро, история сразу становится правдоподобной. Потому что заметно, что это история про него – он сам трейдер. Его рассказ про Неро – это лучшая часть книги. Из Талеба мог бы получиться неплохой новелист, но он решил вместо этого пересказывать работы Канемана и Тверского. Что совершенно не интересно, я их читал в оригинале.

"Метафоры и истории намного более сильны (увы!) по сравнению с идеями; их также проще запомнить и интереснее читать. [...] Идеи приходят и уходят, истории остаются." – пишет автор. Если убрать слово "увы", то я со всем согласен. Идеи приходят, истории остаются. До свидания, Нассим. Пойду лучше почитаю книжку "Будущее менеджмента". А потом пойду и наконец сделаю что-нибудь полезное в настоящем. Например, спать пойду.  
Tags: presentations
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments