Алексей Каптерев (kapterev) wrote,
Алексей Каптерев
kapterev

Барьеры к адаптации

В Спиральной динамике принято считать, что лидер должен быть на полуровня выше, чем те, кого он ведет. Если он такой же – то, мол, нет смысла, он ничем не может помочь. А если он выше на целый уровень – то он слишком отличается и его никто не поймет. Это кажется очевидным, но если бы вы знали, сколько раз я ввязывался в отношения с людьми, разрыв с которыми был слишком велик, и я не замечал этого до какого-то самого последнего момента... Не стоит недооценивать барьеры к адаптации нового.

Том Келли в отличнейшей (sic!) книжке "Искусство инноваций" приводит один совершенно драматический пример проблем адаптации, которым я давно хотел поделиться. Вот он. Помните, были зубные пасты в таких тюбиках:



Это на самом деле не зубная паста, а крем, но это самое близкое, что я нашел. Сейчас таких осталось совсем мало. Они (тюбики) сравнительно ужасны. Они завинчиваются в несколько оборотов (неудобно), паста все время остается сверху и застывает по краям, образуя сталактиты и сталагмиты (неэстетично), которые мешают завинтить тюбик снова (неудобно). Возник запрос на то, чтобы кто-то что-то с этим сделал.

Запрос оформился в виде компании P&G, которая пришла в компанию Келли Ideo и попросила сделать дизайн нового тюбика. И тогда в Ideo сделали что-то типа такого:



Видели такие тюбики, с откидывающейся крышечкой? По-моему они гениальные. Проблема в том, что они не пошли. Они оказались неудобными для большинства людей. Слишком радикальная смена парадигмы. Люди привыкли к тому, что крышечки завинчиваются. Они настолько привыкли к этому, что отвинчивали и завинчивали крышки на этих тюбиках! Не верите? Я тоже не поверил. И моя подруга, которой я это рассказал – не поверила. А потом сообщает мне: представляешь, стою в ванной и обнаруживаю, что я действительно отвинчиваю эту крышку, сама того не замечая! В общем, идея оказалась на уровень выше. А надо, напомню, на полуровня. И тогда в Ideo придумали другой вариант:



Уверен, всем вам знакомый вариант. Тут крышка завинчивается в один оборот (удобно) и закрывает носик у тюбика. Остатков пасты не видно (эстетично) и они не мешают крышке завинчиваться (удобно). И кроме того, все это не оставляет людям выбора относительно того, как этим пользоваться. Красота! И вот это, с точки зрения целей, и есть настоящий think different. Вообще, знаете, слово different не отменяет слова think. Ни разу не отменяет.
Tags: personal development
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments