Алексей Каптерев (kapterev) wrote,
Алексей Каптерев
kapterev

Штурмуем мозгом

По просьбе одного из клиентов предпринял небольшое исследование на тему мозговых штурмов. Занятная тема.

Техника мозговых штурмов впервые появилась в реклам агентстве BBDO (отличный сайт, правда). Ее автор – Алекс Осборн, партнер компании. "О" в названии компании – это как раз он. Первая книжка, в которой описывалась техника "мозгового штурма", была опубликована в 1948 году (по другим данным – в 1953), но к тому времени она использовалась в BBDO уже много лет, как минимум с 1939 года.

Идея мозгового штурма такова: создайте пространство, в котром люди не боятся критики за свои идеи, даже самые безумные. Главное – это количество идей, а не их качество. При должном количестве качество появится. Впоследствие Осборна много ругали. Он допустил как минимум две ошибки: во-первых, не указал на то, что к процессу нужно готовиться и во-вторых, он не дал ничего, что бы стимулировало поток идей. Но это все не так важно. Гениальность Осборна была в том, что он предложил – и успешно осуществил акцию по усмирению критики на одной отдельно взятой деловой встрече. Точнее, акцию по выделению критики в совершенно другую фазу креативного процесса. Молодец.

Насколько я разобрался до сих пор, в мозговом штурме важны четыре вещи:

1. Подготовка. "Золотое правило мозгового штурма гласит: его нельзя делать в вакууме" – пишет Этан Расиел в "Методе МакКинзи". Мозговой штурм – это способ достать информацию из бессознательного. Как ни странно, для того, чтобы что-то достать, оно должно для начала там быть. Удачная метафора тут – думать о бессознательном как о своего рода банке. Вы кладете туда информацию и потом оставляете ее там, занимаясь своими делами. В ваше отсуствие она "вырастает", трансформируется.

2. Разминка. Если вы просто пересадите людей из офиса в переговорную и попросите их нагенерировать идей, вы получите обычные офисные идеи. Они вам не нужны. Мозговые штурмы применяют тогда, когда обычные офисные решения уже не сработали. Мозговой штурм – это последнее прибежище инноватора. Для него нужны специальные люди, или, точнее, люди в специальном состоянии.

Это моя любимая тема, я не буду про нее тут много распространяться, вы уже наверное итак все знаете. Да, люди, которых "разминали" , придумывали больше названий для спагетти с окончанием, отличным от "i" (такое окончание для "итальянского товара" – классический пример шаблонного мышления). Да, такие люди вообще лучше принимают решения в сложных ситуациях. Делайте что хотите – решайте головоломки, кидайте мячик по кругу, просите людей придумать необычное использование для офисных принадлежностей, играйте в новокодовские игры (моя рекомендация) – не важно. Главное – чтобы у людей при этом сместилась, извините, точка сборки. Чтобы они стали по-другому воспринимать реальность, хотя бы на отведенные вам два часа. 

3. Отсутствие критики. Это жесткий и безусловный запрет. Вся критика – на следующем этапе. Спасибо, Алекс!

4. "Разблокировщики". В процесс штурма у вас будут возникать "затыки". Не каждый раз, но будет. Будет повисать молчание. Вы будете не знать, куда двигаться дальше. В таких случаях помогает заранее заготовленный набор подсказок. Вопросов, которые можно задать. Приемов, которые можно применить. Очень помогают колоды типа такой, такой, или такой (спасибо o_z, это она их в свое время нашла). В арсенале ТРИЗа, насколько я понимаю, множество таких вещей. Пользуйтесь ими, они хорошие.

Вот, собственно и все. Как всегда, основная идея процесса заключается в том, чтобы перестать "создавать" идеи и позволить им "проявиться". Нужен поток: ясные цели, удовольствие от процесса, разумная сложность задачи, нужно все записывать, просто чтобы переставать об этом думать. Со-сто-я-ни-е. Добейтесь его, а остальное возникнет само. Впрочем, и состояние тоже возникает само. Невероятно. На какие только ухищрения люди не идут,  чтобы просто перестать делать лишнее.


Список литературы:

Ethan Rasiel, The McKinsey Way (глава Brainstorming)
Tom Kelly, The Art of Innovation.
Mihaly Csikszentmihalyi, Creativity: Flow and the Psychology of Discovery and Invention.
Tags: personal development, strategy
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments