Алексей Каптерев (kapterev) wrote,
Алексей Каптерев
kapterev

Тимоти Голви, пара историй про внимание

Недавно (ок, на самом деле уже довольно давно) я прочитал книгу Тимоти Голви "Работа как внутренняя игра", которую можно смело включать в список рекомендуемой литературы. Не могу сказать, чтобы там было много откровений для меня. Я, вобщем, все это знал. Но услышать все то же самое из уст известного коуча и консультанта - это, как-то... лишний раз убеждает, что-ли? Основной смысл этой книги для меня сводится к фразе "Не пытайтесь ничего специально делать, просто обращайте внимание на то, что происходит. Да, кстати, внимания мало.". Не очень понятный тезис, сейчас я его проиллюстрирую.

Эта история не из самой книги, я ожидал бы ее там увидеть, но ее там не было. А история, между тем, забавная. Про одного человека - я не помню его имени, хотя оно в принципе известно - который тренировал где-то в Штатах детскую бейсбольную команду. Причем не просто детскую - а девочковую бейсбольную команду. А девочки - это такие люди, которые при виде летящего на них бейсбольного мяча делают так: "!!!!". Ну, вы понимаете. Вжимают голову в плечи и отворачиваются. Такой у них паттерн. Что же сделал этот тренер? Он взял несколько маркеров разного цвета и нарисовал на каждом мяче цифру. И попросил девочек не просто отбить мяч, а рассмотреть, какого цвета и какая цифра написана. Странно, но девочки стали намного лучше отбивать и даже выиграли какой-то девочковый чемпионат. Они перестали бояться и и стали наблюдать за мячом. А это в бейсболе главное.

Еще одна история, про то, как Тимоти Голви работал с симфоническим оркестром. Он говорит, что сам ничего в симфонической музыке не понимает, но как процессного консультанта его это не очень волнует. Итак, вот перед вами человек, который играет на тубе. Это большая такая духовая штука. Играет он хорошо, но не каждый раз. Чем отличается хороший раз от неудачного - спрашивает Голви? Интересный вопрос, говорит... тубист? Тубач? Нет, все-таки тубист. Я же, говорит, сам не слышу. Слишком далеко раструб, да и вообще. Я, говорит, чувствую языком. Когда плохо играю, кончик языка становится сухим. О, говорит Голви. Сейчас сыграй мне пожалуйста, направляя внимание на кончик языка. Тот сыграл. Так хорошо, что оркестр устроил ему овацию (хотя сам Голви признался, что не заметил никакой разницы).

Все это очень хорошо стыкуется с идеей про thin slicing, популяризованной Гладвеллом, умением выбирать критические факторы, за знание которых платят 99 долларов из 100. Это умение развито у экспертов и, как ни странно, у новичков, которым интуитивно везет. Только в отличие от новичков, эксперты могут объяснить свое решение. Новичков же такая просьба полностью парализует - почти как ту анекдотическую сороконожку, которую спросили, как она ходит.
Tags: personal development
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments