Алексей Каптерев (kapterev) wrote,
Алексей Каптерев
kapterev

Кризис второго тренинга

"Начинать сложно всегда" - говорил Гришковец. В моей практике я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда сложно продолжать. Хорошо помню, как полтора года назад мы провели свой первый тренинг по Новому коду. Тогда к нам пришло чуть ли не 40 человек. И как нам тогда показалось, тренинг прошел хорошо, да и отзывы были тоже хорошие. На второй тренинг еле-еле набрали 15 человек. Это было практически на грани окупаемости. Только на четвертый или пятый тренинг начало набираться по 20 человек и с тех пор стабильно где-то так. Очень похожая ситуация складывается сейчас там, где я начал проводить тренинги два-три-четыре месяца назад. Первый тренинг бьет рекорды по посещаемости, второй - по сложности набора группы. Может быть, плохой тренинг? Нет, говорят организаторы, тренинг хороший. Был бы плохой, мы бы тебя вообще не позвали второй раз. Так в чем же дело? Почему так трудно продолжать?

Несколько причин. Во-первых, и надо честно об этом сказать, трениг хороший, но не гениальный. А для того, чтобы с одного тренинга "прошла молва" он должен быть не просто "вау", а "ВАУ!!!". Сарафанное радио, при всех его достоинствах, является штукой довольно медленной, особенно в преимущественно мужской аудитории. Информация о продукте или услуге в социально-географической прослойке накапливается постепенно. Только спустя несколько месяцев сформируется некое постоянное "поле тренинга" (я не знаю, как это назвать по-другому), которое будет генерировать стабильный поток желающих.

Вторая причина, связанная с первой: далеко не для всех новое - это что-то хорошее. Есть группа людей, так называемые early adopters, которые охотно пробуют. Они легко загораются, но так же легко остывают. Они-то и ломятся на первый тренинг. Есть более консервативная часть аудитории, котора придет только после того, как тренинг пройдет три или четыре раза и станет совсем понятно, что хороший результат - стабилен и не случаен. Я сам очень часто берусь за новую книгу или за новый фильм только после того, как получу ссылки на них из нескольких разных источников. Тогда проходится порог критичности, за которым я понимаю, что вещь действительно стоит того, чтобы к ней приобщиться.

Третья причина - противоположна предыдущей и касается организаторов. Организаторы хотят делать НОВЫЕ тренинги. В том числе и потому, что им самим хочется на этот тренинг попасть. Но вот тренинг прошел и второй раз, когда они уже были и видели - им не так интересно. Соответственно, их собственный энтузиазм уменьшается пропорционально. И только попав на второй трениг и почувствовав, что во-первых, тренинг за несколько месяцев ушел вперед, а во-вторых, те же самые упражнения второй раз делаются совсем по-другому, у них возникает новое желание продолжать. Конечно, если этот второй раз вообще в результате случается.

Что же со всем этим делать? Я не знаю. То, о чем я сейчас буду писать, не проверено опытом. Скорее, это идеи, которые я собираюсь пробовать. Во-первых, как ни странно - ограничить набор на первый тренинг. Выпустить его как бета-версию для ограниченного круга пользователей. Это позволит уйти от ситуации, когда тренер не может уделить достаточно внимания участникам, а им не хватает места, чтобы сделать упражнение. Возможно, это сократит общее количество отзывов о семинаре, но сделает их более ровными. Во-вторых, на первый семинар хорошо бы специально приглашать местных коллег-тренеров. Можно даже со скидками. Тренеры много рассказывают о тренигах. Работа такая. Если только мы не ведем похожие программы (а похожих на меня программ практически нет), мы охотно рекомендуем друг друга - конечно, при условии, что мы друг другу нравимся. Да, тренера наиболее критичны и у них больше всего вопросов - но эти инвестиции внимания легко окупаются. В третьих, прикладывать усилия по созданию местного сообщества практиков. Оставить сценарий для пост-тренинга. Публично отвечать на вопросы участников спустя две-три недели. Это создает ощущение, что участники перешли от слов к делу. Что, в свою очередь, является высшей целью образования и хорошо работает на имидж. В четвертых, и в последних - мотивировать приходить второй раз. Объяснением того, чем это может быть полезно (а это может быть ОЧЕНЬ полезно). Контрольными обзвонами на тему "как дела и есть ли вопросы по тренингу?". Скидками. Люди, приходящие второй раз, намного чаще приводят за собой кого-то еще. Все это работает на то, чтобы "информационное поле тренинга" стало более плотным. Чтобы больше людей знало и приходило. Вот и весь план. Будем пробовать. О результатах расскажу.
Tags: personal development, strategy
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments