Алексей Каптерев (kapterev) wrote,
Алексей Каптерев
kapterev

  • Music:

Про менеджмент (наконец-то)

Вы все наверняка когда-нибудь видели на одежде или обуви такой вот логотип:
.
Многие, особенно туристы и прочие экстремалы, хорошо знают, что этот логотип означает. Он означает, что перед вами "дышащий", но в то же время непродуваемый и водонепроницаемый материал, произведенный компанией W.L. Gore & Associates. Помимо Гортекса, эта компания производит еще около тысячи уникальных и по большей части очень рыночно успешных продуктов. Компания была основана в 1958 году бывшим инженером компани Dupont, который очень, очень устал от бюрократии. Dupont, напомню, это компания эпохи General Motors, Sears и Jersey Oil, одна из тех, кто первой адаптировал прогрессивную (для 20-30 годов прошлого века) мульти-дивизиональную структуру, основанную на принципе функционального деления. В 50-60-х годах зарождались компании нового типа, такие как General Electric, 3M, Cannon, Toyota, более децентрализованные, с матричной структурой. Отличительной чертой их стало радикальное сокращение уровней иерархии. В W.L. Gore & Associates эта тенденция была доведена до абсолюта: в компании всего два уровня иерархии: президент и все остальные. Их называют непереводимым на современный русский словом associates. Что-то среднее между партнерами, компаньонами и коллегами. В общем, В.Л. Гор и коллеги. Вы скажете, ну, возможно, небольшие компании могут себе это позволить. Но коллег и Гора не 10 и не 100, а 6,300. Продажи компании за 2005 год составили 1.84 миллиарда долларов. Это не маленькая компания. Вы скажете, ну хорошо, на самом-то деле, начальники есть, их просто так не называют. Вот сюрприз: начальников на самом деле нет. Зато в этой компании есть определенные правила.

Во-первых, есть четыре принципа, заложенных отцом-основателем. Это важная составная часть корпоративной культуры, того, "клея", который сплачивает организацию, не давая ей распасться. Вот эти принципы:

* Старайся быть справедливым (Try to be fair)
* Используй свою свободу для роста (Use your freedom to grow)
* Бери на себя обязательства и выполняй их (Make your own commitments and keep them)
* Консультируйся с коллегами перед тем, как сделать что-то, что может негативно повлиять на репутацию или финансовую стабильность компании (Consult with other associates prior to any action that may adversely affect the company's reputation or financial stability)

А кроме того... В этой компании каждый может поговорить с каждым в любой момент. Это просто, с учетом того, что поскольку нет иерархии, то в компании нет людей, телефон которых разрывается от звонков. Кроме того, компания организована на маленькие независимые подразделения по 150-200 человек. Как только места на стоянке перед офисом начинает не хватать, формируется новый офис и новая команда. В компании нет должностей, но есть роли. И сотрудники могут совмещать совершенно разные роли.

Когда новый человек приходит в компанию, ему назначается спонсор. Это человек, который знакомит его с ситуацией, но он не его босс. Он не говорит ему, что делать, он показывает, как тут вообще делаются дела. В первые шесть месяцев, говорит спонсор, ваша задача - познакомиться с командой, а не пытаться что-то сделать. У новичков большие сложности с тем, чтобы во все это поверить. Есть также другие виды спонсоров: спонсор-адвокат, который следит за тем, чтобы его подопечный получал признание внутри команды за его дела, а также спонсор по компенсации, ответственный за то, чтобы его подопечный получал адекватную заслугам компенсацию. Спонсор - это друг и коллега. Он может совмещать три роли. Очень часто друзья являются спонсорами друг друга. Раз в полгода ваши достижения оцениваются специальными группами ваших внутренних клиентов, то есть тех людей, для кого вы работаете внутри компании.

Как формируется лидерство? Лидерами становятся просто занимаясь лидерством. Поскольку никто не обязан никому подчиняться, лидеры просто убеждают людей следовать за ними. Таким образом, единственный шанс стать лидером - это стать привлекательным настолько, чтобы достаточное количество талантливых людей последовали за вашими бредовыми идеями. И такие люди (и идеи) постоянно находятся. Авторы статьи в Fast Company называют это talent magnet - магнит для талантов.

Вот и все. Чудо? Чудо. Секреты успеха, которые я смог выделить:

* огромное количество очень прочных горизонтальных связей
* беспрепятственная горизонтальная (а какая еще? другой-то нет) коммуникация, избыток информации
* свобода и независимость, никто не должен делать ничего конкретного
* ничем не ограниченное творчество (которое не обязательно реализуется, но все же)
* кристально прозрачный процесс поощрений и наказаний

Это потрясающе, что подобные организации существуют в мире, что они прибыльны и способны обеспечивать работой и деньгами 6,300 человек. А также качественной одеждой, гитарными струнами, фильтрами и медицинским оборудованием миллионы других людей. Я бы хотел создать такую организацию.
Tags: strategy
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 74 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →