Алексей Каптерев (kapterev) wrote,
Алексей Каптерев
kapterev

Про защиту авторских и смежных прав. Текст родился в бюрократическо-полемическом запале, куда его девать, я не очень представляю... поэтому дену сюда.

В настоящее время правоохранительные органы России не в состоянии обеспечить адекватную защиту программ, баз данных и произведений искусства от несанкционированного распространения. Если в регулировании оборота физических носителей типа компакт-дисков удалось достигнуть некоторых, весьма ограниченных успехов, то регулирование отношений в связи с распространением в Интернете объектов авторского права практически не осуществляется (что, впрочем, не исключает существования саморегулирования). Россия в этом смысле не одинока: рост пропускной способности каналов связи и массовое распространение «пиринговых » технологий обмена данными чрезвычайно затрудняет такого рода регулирование.

Данная архитектура предусматривает отсутствие единого контент-провайдера, который осуществлял бы раздачу информации – пользователи обмениваются информацией между собой, по запросу. Р2p-сети первого поколения имели центральный сервер, который осуществлял индексирование данных пользователей, делая возможным быстрое нахождение в сети нужных файлов. Наиболее известной сетью первого поколения являлся сервер Napster.com. Поскольку данный сервер массово использовался для несанкционированного распространения объектов авторского права, на его владельцев в США был подан судебный иск, в результате чего сервис прекратил свое функционирование в первоначальном виде. Однако, вскоре появились сети без центрального сервера, неуязвимые для такого рода нападений (Kazaa, EDK2000, Gnutella) Тогда ассоциациями правообладателей была предпринята попытка законодательно запретить саму технологию р2р в США, в чем им было отказано Верховным судом на тех же основаниях, по которым ранее было отказано в законодательном запрете видеомагнитофонов.

Поскольку правоохранительные органы ни одной страны мира не в состоянии справиться со столь массовыми нарушениями авторских прав, активную роль в борьбе за свои права взяли на себя ассоциации правообладателей. В настоящее время они перешли к судебному преследованию индивидуальных пользователей, незаконно распространяющих объекты авторского права. Результаты такой тактики противоречивы:

§ По данным, публикуемым ассоциациями правообладателями, объем нарушений в ряде файлообменных сетей действительно снизился
§ По другим данным, пропорционально возрос объем нарушений в р2р-сетях с более защищенной архитектурой

В целом приходится констатировать, что по мере увеличения пропускной способности сетей связи и удешевления распространения информации, способность авторов контролировать выпущенное в свободный оборот произведение законодательными методами все больше и больше сокращается. По всей видимости, через некоторое время такая способность будет ими полностью утрачена.

Следует заметить, что для России, впрочем, несанкционированное распространение объектов авторского права через Интернет пока еще не является существенной проблемой на фоне массового распространения контрафактных компакт-дисков. Однако, скорее всего, этот вопрос со временем приобретет большую актуальность.

При этом, правообладатели ограничены в возможностях защитить распространяемые ими произведения от несанкционированного копирования с помощью соответствующих технологий, поскольку законодательство многих стран (в том числе российское) предусматривает специфическое право потребителя на создание резервной копии – что открывает путь к созданию бесконечного числа таких копий. Распространение защищенных от копирования музыкальных дисков в некоторых странах (в частности, не так давно во Франции) было прервано после исков ассоциаций потребителей. Кроме того, российские компании ограничены в использовании криптографических средств для защиты контента, поскольку средства шифрования и дешифрования в России подлежат обязательному лицензированию.

С моей точки зрения, основной проблемой, связанной с охраной авторских и смежных прав в Российской Федерации является отсутствие платежеспособного спроса. В отсутствие такого спроса массовое появление контрафактных копий программного обеспечения, баз данных и произведений искусства является неизбежным, поскольку издержки на копирование являются ничтожно малыми по сравнению с гонорарами, которые требуют правообладатели. В чем-то эта ситуация аналогична ситуации с лекарственными препаратами: ряд бедных стран систематически выпускает патентованные препараты крупных фармацевтических компаний без соответствующей лицензии, поскольку оплатить стоимость лицензии больные этих стран не могут, а позволить людям умирать при технической возможности создать лекарство – негуманно.

Таким образом, российский рынок объектов авторского права, несомненно, будет расти по мере роста благосостояния населения – даже в отсутствие каких бы то ни было действий со стороны правоохранительных органов. На сегодняшний день проблему представляет не сама ситуация, а ее восприятие правительствами стран-производителей объектов авторского права, в частности США и Евросоюза. Последние угрожают разнообразными торговыми санкциями в случае сохранения существующей ситуации – абсолютно недопустимой, с их точки зрения. Недостаточная охрана объектов авторского права сегодня является одним из препятствий для России на пути вступления во Всемирную торговую организацию (это, напомню, стратегическая цель российского правительства).

Линия дипломатической обороны в данном случае должна строиться не вокруг проведения демонстративных акций по изъятию контрафакта или запрета торговли с лотков – данные меры абсолютно неэффективны, они лишь порождают дополнительную коррупцию в правоохранительных органах. Необходимо указать на то, что специфика нарушений авторских прав в России связана с низким уровнем развития сетей связи и что ситуация с охраной авторских прав в США de facto ничуть не лучше. США отличается лишь тем, что «пиратство» там распространено не в виде нелицензионных компакт-дисков, а в виде р2р-сетей, что касается объема ущерба правообладателям, то вполне возможно, что на фоне присутствия платежеспособного спроса он в такой ситуации даже больше.

Далее, необходимо обеспечить правообладателей всеми необходимыми правами для самостоятельной защиты собственных прав. На сегодняшний день уже существует ряд технологий, позволяющих добиться ограничения способности конечных пользователей создавать копии без потери качества. По всей видимости, ключом к управлению авторскими правами являются технологии шифрования, позволяющие получать пользователю не полный, а ограниченный доступ к объекту авторского права. Бизнес-модель shareware, по сути, базируется именно на этом принципе: пользователь получает программу, которой он может воспользоваться ограниченное количество раз или ограниченное время, после чего он может заплатить или отказаться от дальнейшего использования данной программы. Конечно, в Интернете широко распространены программы-взломщики, позволяющие обойти эти ограничения, но постоянные выпуск новых версий программы позволяет каждый раз оказываться чуть впереди взломщиков.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 53 comments