Алексей Каптерев (kapterev) wrote,
Алексей Каптерев
kapterev

  • Music:
Сегодня на заседании в МинЭке была окончательно сформулирована еще одна методологическая концепция реформирования, которую, как мне кажется, мы будем много использовать в работе. Идея, вкратце, такова: существуют три вектора развития общеста, каждый из которых зависит друг от друга, хотя зависимость эта не прямая. Вектора такие: технологический, ценностный и законодательный. Технологический вектор - это направление, в котором развивается материальная культура; ценностный - общественное сознание, мораль, этика, нематериальная культура, законодательный - направление, в котором развивается письменное право.

Насколькоя понимаю, все три вектора идут в одном направлении - к свободе. Ведущий вектор - технологический, технологии дают нам независимость от природных катаклизмов, болезней, голода, свободу передвижения и удаленной коммуникации. По мере развития цивилизации ресурсы становятся все менее и менее ограниченными (а вовсе не наоборот, как некоторые считают). Чем меньше ограниченности, тем больше свободы. За освобождающими технологиями подтягивается общественное сознание и законодательство. Вектор "не-свободы" тоже существует, это следствие борьбы за ограниченные ресурсы. Если вдруг что-то случается и ресурсы на некоторое время становятся более ограниченными, уровень юридической "не-свободы" резко возрастает. Иногда законодательство может опережать среднее общественное сознание - тогда говорят о "передовом законодательстве". Но как правило, законодательство фиксирует де-факто сложившиеся отношения. Редко бывает так, чтобы общественное сознание шло впереди технологий. Как говорили в фильме Life of Brian, "зачем бороться за его право рожать детей, если он не может рожать детей?". Нет смысла бороться за свободу передвижения, если передвигаться нет технической возможности. Собственно, законодательные ограничения на технологии появляется тогда, когда уже есть технологии, но общественное сознание еще не готово их принять (почему так происходит - отдельная история).

Таким образом, цели любой реформы заключаются в следующем: подтягивать общественное сознание до уровня технологий (подтянуть, правда, невозможно, потому что технологии непрерывно убегают вперед), а законодательство - чуть вперед по сравнению с общественным сознанием, что, в свою очередь, должно служить стимулом для экономического - а следовательно, и технологического развития. Нельзя сильно перетягивать законодательство вперед, потому что оно не будет исполняться. Очень хорошо это иллюстрирует метафора с паровозом: вот представьте, общество куда-то естественным образом движется, почти как железнодорожный состав. Наша, реформаторская задача - не бежать впереди паровоза, а быть этим самым паровозом. То есть пристроиться вперед, но ровно настолько вперед, чтобы у нас существовала устойчивая связь с наиболее передовым вагоном этого состава, чтобы мы могли тянуть за собой этот вагон, а уж он, в свою очередь - всех остальных. Важно убедиться, что у этого передового вагона есть устойчивая связь со следующим вагоном, что это не "декабристы, которые страшно далеки от народа"... и так далее.

Хм... что-то интересное начинает вырисовываться, новое, чего не было раньше.

P.S. Кроме этого, был в принципиальном виде сформулирован подход к реформированию общественного сознания с использованием ценностных уровней по Грэйвсу/Беку/Уилберу, но об этом в следующий раз.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments