Алексей Каптерев (kapterev) wrote,
Алексей Каптерев
kapterev

Притча про отца, который по одному ломал прутики, чтобы научить своих сыновей "соборности", очевидно, совершенно неверно понимается. Сила прутиков не совершенно не в том, что они вместе. Сила их в том, что они вместе и они разные - они занимают пространственно разные положения, именно это делает конструкцию в целом более надежной. Ситуация, когда 1+1>2 возникает только при наличии синергетического эффекта, а синергия - это эффект взаимодополнения. Классический пример - разделение труда в булавочной мастерской, когда те же самые люди за счет своей разности создают в 18 (кажется) раз больше, чем они же создавали, будучи одинаковыми. Индивидуализм поощряет разность, коллективизм - одинаковость. Таким образом, мы имеем парадоксальную ситуацию, когда добровольный индивидуализм оказывается более способствующим сплочению общества, чем принудительный коллективизм.

***

Порядок и Хаос --- Хаотический Порядок vs Упорядоченный Хаос --- Коллективизм - это Упорядоченный Хаос, упорядоченный, но все же хаос. А индивидуализм - это Хаотический Порядок. Не понятно, наверное, да? Коллективизм - это попытка сверху навязать хаосу некий порядок, по природе ему не свойственный. Почему не свойственный? Потому что мы не знаем, в чем заключается эта природа. Индивидуализм - попытка воспроизвести некие эксплицитные правила, которые бы заставили хаос организоваться самостоятельно.

***

Меленькая цитата из ярого антисоветчика Эпштейна, которого я, кстати, очень люблю.

The West is often called a "consumer society," and while this may be accurate in a sense, it is just as obvious that to consume in increasing quantities requires that one first produce what is to be consumed. Soviet society, on the other hand, may be called the society of distribution, for this problem lies at the center of interest: who gets how much, and not who creates how much. Consumption is not necessarily a vital issue, particularly since the quality of what is produced is often such, that it is not really meant for consumption, whereas regulated distribution provides the key to achieving equality at the lowest possible level of both consumption and production. The "distributional complex," or neurosis, also functions within the Russian cultural sphere: while little effort goes into producing anything genuinely new, the main concern is to distribute what there already is, most of which was created (not necessarily by us) decades and centuries ago. -- Mikhail Epstein. After the Future: The Paradoxes of Postmodernism and Contemporary Russian Culture, 1995
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments