Алексей Каптерев (kapterev) wrote,
Алексей Каптерев
kapterev

Я очень долго не мог понять, что нам делать с загрязненем воздуха. Проблема, как обычно, с неопределенностью прав собственности - никто не владеет воздухом. Точнее, по нынешнему законодательству можно так понять, что воздух - это общественная собственность. Однако какой конкретно государственный орган имеет право им распоряжаться - до конца не ясно. Для самолетов - один, для загрязнителей - другой. Подход, очевидно, должен быть один: не важно, что летает у тебя над головой, дым или летательные аппараты. Проблема в том, что чисто физически воздух мы продать не можем, это ясно. Можем, однако, продать права на его использование (с сопутствующем загрязнением).

Что предлагается: провести ваучерную приватизацию прав загрязнения. Каждый получает право на бесплатный выброс определенных количеств определенных веществ в определенный промежуток времени, оформленное в документарной или бездокументарной форме. Квоты действует только на терроририи одного административно-территориального образования (АТО), в котором они были получены. Размер квоты зависит от площади АТО. Землевадельцы получают дополнительные ваучеры в зависимости от размера принадлежащего им участка. Общая сумму квот для АТО будет равна состоянию дел на момент приватизации. Таким образом, у каждого образуется портфель квот на выброс поеределенных веществ. Аналогично решается вопрос с самолетами. Права на эмиссию шума и прочих отходов жизнедеятельности самолетов (да и других машин тоже) торгуются точно также.

Приватизация прошла - начинается веселуха. Основной принцип: загрязняющий сверх своих квот платит остальным. Очевидно, что каждый с каждым договориться не в состоянии. Поэтому придется установить некий лимит материальности, предельные суммы, ниже которых требования не рассматриваются. Например, 100 индивидуальных квот. Или 10 000. Мне сейчас трудно предположить. Тем самым стимулируется создание ассоциаций владельцев квот. Ассоциации создают торговую площадку (площадки) для купли-продажи квот. Желающий построить завод и выбрасывать N единиц загрязнителя Х публично объявляет о своем намерении и приглашает всех желающих продать свои права. Либо ничего не объявляет, а просто идет на биржу и покупает нужное ему количество прав. Если права на загрязнитель Х кому-то нужны - они дороги, если нет - дешевы. Если известно, что он загрязняет территорию сразу двух АТО - покупает права у обоих. Если прав не хватает (слишком много), возможна дополнительная эмиссия (сокращение) квот, в этом случае все живущие в пределах АТО получают в свой "портфель" новые квоты (или у всех создается отрицательная позиция). Решение о допэмиссии, видимо, принимается всеобщим голосованием, каждый имеет голос пропорционально землевладению.

Это все в случае, если достоверно невозможно установить, что именно этот загрязнитель причиняет ущерб вашей собственности. Если это возможно (например, низколетящие прямо над вашим участком самолеты) - вопрос решается переговорами или в суде.

Как вам такая схема? Какие минусы?

***

Есть одна очень важная вещь, которую "зеленые" не понимают. Люди не могут нанести ущерб окружающей среде. Люди могут нанести ущерб другим людям, которые хотели бы использовать эту самую среду с другими целями. Это все от того, что они не понимают, что "ущерб" - понятие относительное. Смотря с чем сравниваем и для кого.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments