Алексей Каптерев (kapterev) wrote,
Алексей Каптерев
kapterev

Задумайтесь, а чем, собственно, церковь так принципиально отличается от акционерной компании? Ощущение такое, что весь тот бардак, который в православной церкви происходит, происходит ровно от того, что церковь претендует на эксклюзивность по сравнению со всеми остальными общественными институтами. У нас, мол тут, духовность, мы от имени и по поручению... Давайте смотреть правде в глаза. Церковь существует только потому, что она кому-то нужна. Во-первых, она нужна чиновникам – как инструмент контроля за гражданским обществом. Во-вторых, она нужна гражданам, поскольку обеспечивает доступ «наверх», к мистическим переживаниям. Первую функцию сходу предлагается упразднить. Я имею в виду, со стороны государства. Перестать выделять на это деньги. Ликвидировать это, как строчку в бюджете. Это только кажется, что ее нет. Она есть. Ликвидировать.

Со второй функцией все чуть сложнее. Эта функция – основная среди заявленных. Но поскольку очень долго церковь получала большую часть денег за первую функцию, то вторая как-то ушла на задний план. Сохранилась, как маркетинговый атрибут, как показуха, извиняюсь. У нас, мол, духовность. Вот храм, проповедь, исповедь. Духовность. Но с функцией своей вся это «потемкинская духовность» не справляется, для подавляющего большинства населения доступ «наверх» не обеспечивает. Цифр у меня, разумеется, нет, но думаю, два-три процента населения, получающих доступ хоть к чему-то через РПЦ – это очень оптимистичная оценка.

Вот в этом-то направлении и надо копать. У церкви какая заявленная цель деятельности по уставу? Спасение. Профессиональное обучение святых. Цель есть, возникает вопрос, где результат? Предъявите? Не могут, говорят, все на том свете. Удобная концепция, с контролем качества так себе у людей. А ведь между прочим, не у всех так. Далеко не у всех. Посмотрите, вот, например, у буддистов или у индуистов. Или у даосов. Заявленная цель – обучение просветленных мастеров. Есть мастера? Есть, могут продемонстрировать. Критерии к мастерам известны, хотя нигде жестко не записаны. Как они их обучают? А неизвестно, у каждой школы свои профессиональные секреты. Конкуренция есть! И, что интересно, никто не кричит, что у них только правильно. Никто не объявляет никого еретиком. Потому что объявлять можно сколько угодно, популярности это тебе не добавит. У тебя правильно, говоришь? Покажи, чем же ты так крут.

А знаете, почему у них так? Да потому что от государства никакой помощи им ждать не приходится. Это чиновникам удобно, чтобы монополия на духовность была. Чтобы было единоначалие, так договариваться проще. Это как с профсоюзами, абсолютно. Отменить к чертям собачьим весь это государственный интервенционализм. Нечего государству в духовности делать. Оно и так всю жизнь было насквозь коррумпировано, не хватало еще церковь коррумпировать. Православная церковь, конечно, от этого быстренько загнется. Думаю, лет за 20-30. Или не загнется. Если найдет в себе силы реформироваться и начнет новых святых воспитывать. Таких, чтобы могли с буддийскими конкурировать. Чтобы народу показать не стыдно было. В православии ведь есть реальные, работающие практики. Просто о них никто не знает, и церковь их особенно не рекламирует, не до этого ей, ей бы поддержкой на высшем уровне заручиться. Например, молитва Иисусова - почитайте, таких классных руководств по вхождению в мистический транс поискать. Великолепная эксплицитная пошаговая модель. Никто о ней не знает.

Итак, еще раз. Духовность не является какой-то особенной, выделенной сферой человеческой деятельности. Прогресс в духовности возможен, точно также как и во всем остальном. Общество меняется и духовность тоже должна меняться - это неизбежно. В духовной деятельности есть свои критерии эффективности. Если обращать на них внимание, и не тормозить прогресс искусственно, то очень быстро "духовный рынок" перераспределяется в пользу более эффективных организаций или частных лиц. Появятся более консервативные церкви, рассчитанные на долгосрочное, серьезное отношение. Появятся и спекулятивные, ориентированные на краткосрочные эффекты. Все будет как на любом нормальном рынке. Конкуренция в духовной сфере возможна и необходима. А вмешательство государства - нежелательно и недопустимо. Если бы не сращивание государства и церкви, уже давно бы нашлись более эффективные методы воспитания лучших людей - мастеров, святых, блаженных, гуру, кого угодно. Дайте людям работать. Они все сделают как надо.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments